Опубликовано: 14.08.2023
Время на чтение:
Количество прочтений: 422
Рейтинг:
Антифриз, как и любая техническая жидкость автомобиля, требует периодического контроля, замены и доливки. Иначе она быстро потеряет свойства, а вы рискуете потерять свой мотор.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Для чего нужен антифриз?
  2. Опасный антифриз
  3. Чем опасен низкий уровень антифриза?
  4. Последствия перегрева
  5. Как проверить уровень антифриза?
  6. Что делать, если убывает антифриз?
  7. Как правильно доливать антифриз?
  8. Доливка антифриза по цвету
  9. Каким должен быть хороший антифриз
  10. Традиционный состав
  11. Оптимальное решение
  12. Против коррозии
  13. Самый современный антифриз
  14. Правильный выбор

Антифриз, как и любая техническая жидкость автомобиля, требует периодического контроля, замены и доливки. Иначе она быстро потеряет свойства, а вы рискуете потерять свой мотор.

В этом материале мы расскажем:

  • для чего нужен антифриз
  • какой антифриз может быть опасным
  • чем вреден низкий уровень антифриза
  • как правильно проверять уровень охлаждающей жидкости
  • что делать, если убывает антифриз
  • как правильно доливать антифриз
  • можно ли доливать антифриз «по цвету»
  • какой должна быть хорошая охлаждающая жидкость
  • о выборе, цветах и присадках современных антифризов

Для чего нужен антифриз?

Антифриз – это теплоноситель, который должен отводить избыточное тепло от двигателя в атмосферу, чтобы мотор не перегревался. Именно поэтому он называется охлаждающей жидкостью. Кроме того, антифриз отвечает за комфорт в салоне, когда на улице холодно: тепло от двигателя «подается» пассажирам, за счет циркуляции жидкости в радиаторе печки.

Интересно, что именно из-за способности работать в холодное время года, состав и получил название Antifreeze, что значит незамерзающий. До этого в системе охлаждения использовали воду, которая приводила к коррозии внутренних элементов и кавитации, в жару легко закипала, а самое главное, замерзала уже при ноле градусов.

В стремлении создать универсальную охлаждающую жидкость, которая была бы одинаково эффективной в жару или лютый мороз, защищала бы систему охлаждения от коррозии не отнимая у нее эффективность, химическая промышленность шла на разные ухищрения. Когда-то существовали даже составы, содержащие ядовитый метанол!

Опасный антифриз

К сожалению, на российском рынке они встречаются до сих пор. Это дешевые антифризы, продающиеся под видом Тосола, либо с этикетками именитых брендов. Отметим, что такие жидкости красятся во все цвета радуги, но краситель не гарантирует нужных характеристик.

Дешевые жидкости, купленные у невнятных продавцов, нередко сами провоцируют коррозию системы охлаждения. Основа большей части из них – дешёвый метанол. Он сам по себе агрессивен, снижает эластичность патрубков, что ведет к их растрескиванию, а также, ускоряет коррозию. Минимальные издержки от применения такого контрафакта для автолюбителя: разрушение радиаторов, засорение системы охлаждения, клин помпы и перегрев мотора. Кроме того, метанол быстро выкипает, из-за чего температура замерзания и кипения состава снижается.

Чем опасен низкий уровень антифриза?

Опасность для ДВС таится не только в некачественных антифризах. Очень важно следить за уровнем охлаждающей жидкости также тщательно, как и за уровнем масла. Недостаток антифриза может привести к перегреву. При том, это произойдет стремительно, почти мгновенно, а последствия станут трагичными для мотора.

Только вдумайтесь, рабочая температура нынешних двигателей, в среднем 105 градусов, а в пробках она достигает 110-120 градусов по цельсию. При низком уровне антифриза, в систему охлаждения может попасть воздух, который сразу же превратит двигатель в раскаленную сковородку. А уж если мотор оснащен турбокомпрессором, то перегрев почти гарантирован из-за дополнительной теплонагруженности узла.

Пониженный уровень тосола может привести и к локальному перегреву, о котором вы узнаете не сразу. Скорее всего пострадают рубашки охлаждения стенок цилиндров, а это – капитальный ремонт мотора.

Отметим, что перегрев может грозить не только летом, но и зимой, так как температура сгорания топлива в цилиндрах двигателя варьируется в пределах 900-1100 градусов.

Последствия перегрева

При перегреве чаще всего происходит деформация головки блока цилиндров и нарушение герметичности прокладки ГБЦ. В более тяжелых случаях страдает цилиндропоршневая группа. На стенках цилиндров появляются задиры, выходят из строя поршневые кольца. Далее, поршни деформируются, кольца зажимает в каналах, страдают коленвал, распредвал и его вкладыши. Приходят в негодность уплотнения мотора и часть датчиков. В общем, такой двигатель будет дешевле выкинуть и купить новый, чем починить.

Как проверить уровень антифриза?

Первое и главное правило, при проверке уровня антифриза, делать это на холодном двигателе или на моторе, который заглушили не менее 10-15 минут назад. Дело в том, что антифриз – это жидкость, поэтому в нагретом состоянии её объем будет больше.

Уровень проверяется визуально, достаточно посмотреть на расширительный бачок, где нанесены метки Min и Max. Бачок прозрачный, поэтому уровень жидкости будет хорошо виден. Уровень должен быть ровно посередине между рисками Min и Max.

Чем опасен низкий уровень мы описали выше. Но и слишком высокий не сулит ничего хорошего. Ведь, при нагреве, объем антифриза увеличится еще сильнее, а значит критично возрастет нагрузка на патрубки, радиаторы, клапан крышки расширительного бачка и на сам расширительный бачок. Могут пострадать также, клапаны радиатора и термостат.

Что делать, если убывает антифриз?

В процессе эксплуатации автомобиля уровень антифриза может снижаться, однако если падение уровня происходит на сантиметр и больше каждые 3-5 тысяч километров, надо искать утечку. Не затягивайте с этим, так как система охлаждения работает под давлением, а значит даже небольшое подтекание антифриза впоследствии могут усилиться.

Антифриз может «убывать» по нескольким причинам. Первая и самая простая – перестал держать клапан пробки расширительного бачка и антифриз попросту выкипает. Об этом будут свидетельствовать потеки вокруг крышки и легкое потемнение самого состава. Долейте жидкость и поменяйте пробку, заодно осмотрите бачок на предмет трещин (если они есть, поменяйте бачок).

Если замена пробки не помогла, ищите утечку на стыках патрубков или на радиаторе. В салоне антифриз чаще всего струится под ноги пассажиру, с патрубков печки, кранов заслонок печки или радиатора обогревателя.

Важно! Если антифриз ушел из расширительного бачка, при этом значительно вырос уровень масла или из выхлопной трубы идет белый дым, глушите мотор, ставьте машину на эвакуатор и везите ее к мотористу. Он объяснит причины произошедшего.

Как правильно доливать антифриз?

Если уровень антифриза оказался недостаточным, обязательно доведите его до нормы. Делайте это только на холодном двигателе, который был заглушен не менее 10 минут назад. Ведь система охлаждения работает под давлением, там могут остаться воздушные пробки, а если открыть расширительный бачок «на горячую», ожег паром практически гарантирован.

Когда двигатель остыл, медленно, лучше в перчатках, открутите крышку расширительного бачка. Не пугайтесь, если она «фыркнет» или будет шипеть в течение пары секунд, так происходит сброс давления. Затем доливайте антифриз до нормы.

Доливка антифриза по цвету

Важно! Мы не советуем доливать антифриз «по цвету», без учета спецификаций, маркировок и бренда производителя. Да, цвет жидкостей может совпадать, но спецификации и допуски, при этом, будут совпадать не всегда. Подробнее о совместимости антифризов вы можете прочитать по этой ссылке.

От себя скажем главное – всегда смотрите на маркировки (они должны совпадать) и старайтесь доливать жидкости одного производителя. Если вы не уверены в том, какая жидкость залита в систему вашего автомобиля, возьмите Multifreeze, это единственный состав, который сочетается с любыми жидкостями классификации VW TL 774. Именно поэтому он называется мультифризом. Плюс к тому, он обладает улучшенными характеристиками.

Каким должен быть хороший антифриз

Современный антифриз, в зависимости от рецептуры, на половину состоит из моноэтиленгликоля, на 47% из специально подготовленной воды и на 3% из присадок. Но именно эти три процента обеспечивают качество охлаждающей жидкости, срок ее службы, эффективную защиту системы охлаждения от коррозии, отложений и кавитации. И именно на них скупятся подпольные производители.

Ниже рассказываем про цвета, допуски и спецификации современных антифризов, а также о том, как с этими характеристиками соотносятся цвета состав.

Традиционный состав

Чаще всего в состав недорогих охлаждающих жидкостей входит пакет присадок из солей неорганических кислот (фосфаты, нитриты, силикаты). Обозначения: Тосол, IAT, traditional. Обычно, такой антифриз синего цвета. В системе охлаждения он создает «защитную пленку» на внутренних поверхностях. По мере эксплуатации присадки деградируют, а пленка истончается. К неорганическим антифризам относится популярный в России Тосол, срок его службы – 2 года. Такие составы не подходят современным двигателям, так как они снижают эффективность теплообмена, но именно их чаще всего подделывают мошенники. Очень рекомендуем покупать Тосол только от проверенных производителей.

Оптимальное решение

Более продвинутая рецептура базируется на технологии органических присадок. Обозначения: OAT, SNF, G12, G12+. Чаще всего состав красного цвета. Ингибиторами коррозии являются соли карбоновых кислот. Такие присадки служат гораздо дольше, сохраняют стабильность даже при длительных высоких тепловых нагрузках. На коррозию они воздействуют точечно, не создавая налета, а значит не снижают качество теплообмена. Срок службы – не менее 5 лет. Но Multifreeze в него добавлять можно.

Против коррозии

Существуют также гибридные антифризы с улучшенными антикоррозионными свойствами. Обозначения: hybrid, HOAT, NF и G11. Обычно их окрашивают в зеленый цвет. В состав, кроме органических присадок, добавляют неорганические: силикаты, либо нитриты, либо фосфаты. Параметры теплообмена у таких составов примерно, как у Тосола, а значит подходят они для моторов старой конструкции. Зато антикоррозионные свойства в несколько раз выше. Срок службы - 3 года.

Самый современный антифриз

Наиболее продвинутыми антифризами являются лобридные (малый гибрид), которые сочетают в себе главные качества органических и неорганических составов. Обозначения: Multifreeze, G12++, G13, lobrid, Si-OAT, N OAT, Р OAT. Обычно цвет фиолетовый. В органическую основу добавляется небольшое количество минеральных ингибиторов, за счет чего система охлаждения надежно защищена тончайшим непроницаемым слоем, а на уже возникшие очаги коррозии интенсивно воздействуют органические присадки. Срок службы таких составов – более пяти лет. Они прекрасно подходят для самых современных, форсированных, турбированных и высоконагруженных двигателей.

Правильный выбор

Надеемся, что смогли рассказать, как же важно следить за уровнем антифриза и грамотно подбирать охлаждающую жидкость. Кстати, здесь вы сможете найти нужный для вас антифриз, уточнить информацию про характеристики составов, а также получить бесплатную консультацию профессионалов.

Поделиться:

Проверено: 14.08.2023

SINTEC LUBRICANTS

Технический специалист Sintec Lubricants

Оцените материал!

(2 голосов, в среднем 5 из 5)