Опубликовано: 14.08.2023
Время на чтение:
Количество прочтений: 6608
Рейтинг:
Антифриз, как и любая техническая жидкость автомобиля, требует периодического контроля, замены и доливки. Иначе она быстро потеряет свойства, а вы рискуете потерять свой мотор.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Для чего нужен антифриз?
  2. Опасный антифриз
  3. Чем опасен низкий уровень антифриза?
  4. Как проверить уровень антифриза?
  5. Что делать, если убывает антифриз?
  6. Как правильно доливать антифриз?
  7. Доливка антифриза по цвету
  8. Каким должен быть хороший антифриз
  9. Традиционный состав
  10. Формула органических присадок
  11. Гибридный состав
  12. Самый современный антифриз

Антифриз, как и любая техническая жидкость автомобиля, требует периодического контроля, замены и доливки. Иначе вы рискуете потерять свой мотор из-за перегрева.

В этом материале мы расскажем:

  • для чего нужен антифриз
  • какой антифриз может быть опасным
  • чем вреден низкий уровень антифриза
  • как правильно проверять уровень охлаждающей жидкости
  • что делать, если убывает антифриз
  • как правильно доливать антифриз
  • можно ли выбирать антифриз «по цвету»
  • какой должна быть хорошая охлаждающая жидкость
  • о выборе, цветах и присадках современных антифризов

Для чего нужен антифриз?

Антифриз – это теплоноситель, который должен отводить избыточное тепло от двигателя в атмосферу, чтобы мотор не перегревался. Именно поэтому он называется охлаждающей жидкостью. Кроме того, антифриз отвечает за комфорт в салоне, когда на улице холодно: тепло от двигателя «подается» в пассажирский салон, за счет циркуляции жидкости в радиаторе печки.

Интересно, что именно из-за способности работать в холодное время года, состав получил название Antifreeze, что значит незамерзающий. До этого в системе охлаждения использовали воду, которая не только приводила к кавитации и коррозии (ведь в нее не добавляли никаких антикоррозионных присадок), в жару она легко закипала, а самое главное - замерзала уже при ноле градусов.

В стремлении создать универсальную охлаждающую жидкость, которая была бы одинаково эффективной в жару и в мороз, защищала бы систему охлаждения от коррозии не отнимая у нее эффективность, химическая промышленность шла на разные ухищрения. Когда-то существовали даже составы, содержащие ядовитый метанол!

Опасный антифриз

К сожалению, на российском рынке такие составы встречаются до сих пор. Это дешевые антифризы, продающиеся под видом Тосола, либо подделки с этикетками именитых брендов. Отметим, что такие жидкости красятся во все цвета радуги, но краситель не гарантирует нужных характеристик.

Дешевые жидкости, купленные у подозрительных продавцов, нередко сами провоцируют коррозию системы охлаждения. Основа большей части из них – копеечный метанол. Он от природы агрессивен, снижает эластичность патрубков, что ведет к их растрескиванию, а также ускоряет коррозию. К тому же, такие жидкости не содержат веществ, регулирующих кислотно-щелочной баланс охлаждающей жидкости и пакета антикоррозийных, антикавитационных, антиокислительных, противопенных присадок, которые защищают детали, увеличивают срок службы антифриза, а также повышают эффективность системы охлаждения.

Минимальные издержки от применения такого контрафакта для автолюбителя: разрушение радиаторов, засорение системы охлаждения, клин помпы и перегрев мотора. Кроме того, метанол по сравнению с этиленгликолем, применяемым в качественных продуктах, имеет более низкую температуру закипания. Кипение жидкости приводит к ее высокой испаряемости, а также сопровождается ростом давления в системе охлаждения, из-за чего может произойти разгерметизация и утечка антифриза.

Чем опасен низкий уровень антифриза?

Но опасность для ДВС таится не только в некачественных антифризах. Очень важно следить за уровнем охлаждающей жидкости также тщательно, как и за уровнем масла. Недостаток антифриза может привести к перегреву.

Только вдумайтесь, рабочая температура охлаждающей жидкости современных двигателей составляет 100-105 градусов по цельсию. При низком уровне антифриза, в систему охлаждения может попасть воздух, который сразу же превратит двигатель в раскаленную сковородку. А уж если мотор оснащен турбокомпрессором, то перегрев почти гарантирован из-за дополнительной теплонагруженности узла.

Пониженный уровень антифриза может привести и к локальному перегреву, о котором вы узнаете не сразу. Скорее всего пострадают рубашки охлаждения стенок цилиндров, а это – капитальный ремонт мотора.

Отметим, что перегрев может произойти не только летом, но и зимой, так как температура сгорания топлива в цилиндрах двигателя впревышает 2000 градусов по цельсию.

При нарушении работы системы охлаждения и перегреве возникают задиры на поверхностях цилиндров, выходят из строя системы очистки выхлопных газов, деформируются металлические детали. Такой двигатель будет дешевле выкинуть и купить новый, чем починить.

Как проверить уровень антифриза?

Первое и главное правило, при проверке уровня антифриза, делать это на холодном двигателе перед его запуском. Дело в том, что антифриз – это жидкость, в нагретом состоянии её объем будет больше. К тому же, есть риск обжечься при проверке.

Уровень проверяется визуально, достаточно посмотреть на расширительный бачок, где нанесены метки Min и Max. Бачок прозрачный, поэтому уровень будет хорошо виден. Он должен быть ровно посередине между рисками Min и Max.

Чем опасен низкий уровень мы описали выше. Но и слишком высокий не сулит ничего хорошего. Ведь, при нагреве, объем антифриза увеличится еще сильнее, а значит критично возрастет нагрузка на патрубки, радиаторы, клапан крышки расширительного бачка и на сам расширительный бачок. Могут пострадать также, клапаны радиатора и термостат.

Что делать, если убывает антифриз?

В процессе эксплуатации автомобиля уровень антифриза может снижаться, однако если падение происходит на сантиметр и больше каждые 3-5 тысяч километров, надо искать утечку. Не затягивайте с этим, так как система охлаждения работает под давлением, а значит даже небольшое подтекание антифриза впоследствии могут усилиться.

Антифриз может «убывать» по нескольким причинам. Первая и самая простая – из его состава испаряется вода, которая является компонентом охлаждающей жидкости. Если нет утечек антифриза, просто долейте дистиллированную воду.

Вторая – перестал работать клапан крышки расширительного бачка, регулирующий внутреннее давление в системе. Это может привести к вытеканию антифриза из-под крышки, о чем будут свидетельствовать потеки вокруг нее. Долейте жидкость и поменяйте пробку, заодно осмотрите бачок на предмет трещин (если они есть, поменяйте бачок).

Если замена пробки не помогла, ищите утечку на стыках патрубков или на радиаторе. В салоне антифриз чаще всего стекает под ноги пассажиру, с патрубков печки, кранов заслонок или радиатора обогревателя.

Важно! Если антифриз ушел из расширительного бачка, при этом значительно вырос уровень масла или из выхлопной трубы идет белый дым, глушите мотор, ставьте машину на эвакуатор и везите ее к мотористу. Он объяснит причины произошедшего.

Как правильно доливать антифриз?

Если уровень антифриза оказался недостаточным, обязательно доведите его до нормы. Делайте это только на холодном двигателе, ведь система охлаждения работает под давлением, там могут остаться воздушные пробки, а если открыть расширительный бачок «на горячую», ожег паром практически гарантирован.

Когда двигатель остыл, медленно, лучше в перчатках, открутите крышку расширительного бачка. Не пугайтесь, если она «фыркнет» или будет шипеть в течение пары секунд, так происходит сброс давления. Затем доведите уровень антифриза до нормы. Как мы писали выше, если в системе нет утечек, рекомендуется проводить доливку дистиллированной водой. Дело в том, что если выкипела вода, заменять ее стоит тоже водой, чтобы не нарушать общих характеристик состава.

Доливка антифриза по цвету

Важно! Мы не советуем выбирать антифриз «по цвету», без учета спецификаций, маркировок и бренда производителя. Да, цвет жидкостей может совпадать, но спецификации и допуски, при этом, будут совпадать не всегда. Подробнее о совместимости антифризов вы можете прочитать по этой ссылке.

От себя скажем главное – всегда смотрите на маркировки (они должны совпадать) и старайтесь доливать жидкости одного производителя. Если вы не уверены в том, какая жидкость залита в систему вашего автомобиля, возьмите Multifreeze, классификации VW TL 774, это единственный состав, который сочетается с любыми жидкостями. Он содержит повышенное количество стабилизаторов, что позволяет смешивать его, как с силикатными, так и карбоксилатными антифризами (изготовленными на основе этиленгликоля). Именно поэтому он называется мультифризом. Плюс к тому, этот состав обладает улучшенными характеристиками.

Каким должен быть хороший антифриз

Состав современного антифриза обычно выглядит так: в пропорции один к одному смешиваются специально подготовленная вода и этиленгликоль, далее туда добавляется пакет высокотехнологичных присадок. И именно присадки обеспечивают качество охлаждающей жидкости, заданный срок ее службы, эффективную защиту системы охлаждения от коррозии, отложений и кавитации. И именно на них скупятся подпольные производители.

Ниже рассказываем про цвета, допуски и спецификации современных антифризов, а также о том, как с этими характеристиками соотносятся цвета состав.

Традиционный состав

Чаще всего в состав недорогих охлаждающих жидкостей входит пакет присадок из солей неорганических кислот (фосфаты, нитриты, силикаты, бораты, молибдаты, нитриты и др.). Обозначения: Тосол, IAT, traditional. Обычно, такой антифриз синего цвета. В системе охлаждения он создает «защитную пленку» на внутренних поверхностях. По мере эксплуатации присадки деградируют, а пленка разрушается. К неорганическим антифризам относится популярный в России Тосол, срок его службы – 2 года. Такие составы не подходят современным двигателям, так как они снижают эффективность теплообмена, но именно их чаще всего подделывают мошенники. Очень рекомендуем покупать Тосол только от проверенных производителей.

Формула органических присадок

Более продвинутая рецептура базируется на технологии органических присадок. Обозначения: OAT, SNF, G12, G12+. Чаще всего состав красного цвета. Ингибиторами коррозии являются соли карбоновых кислот. Такие присадки служат гораздо дольше, сохраняют стабильность даже при длительных высоких тепловых нагрузках. На коррозию они воздействуют точечно, не создавая налета, а значит не снижают качество теплообмена. Срок службы – не менее 5 лет.

Гибридный состав

Существуют также гибридные антифризы, их обозначения: hybrid, HOAT, NF и G11. Обычно их окрашивают в зеленый цвет. В состав, кроме органических присадок, добавляют неорганические: силикаты, либо нитриты, либо фосфаты. Параметры теплообмена у таких составов примерно, как у Тосола, а значит подходят они для моторов старой конструкции. Зато антикоррозионные свойства в несколько раз выше за счет применения дополнительного пакета присадок. Срок службы - 3 года.

Самый современный антифриз

Наиболее продвинутыми антифризами являются лобридные (малый гибрид), которые сочетают в себе главные качества органических и неорганических составов. Обозначения: Multifreeze, G12++, G13, lobrid, Si-OAT, N OAT, Р OAT. Обычно цвет фиолетовый. В органическую основу добавляется небольшое количество минеральных ингибиторов, за счет чего система охлаждения надежно защищена тончайшим слоем, а в случае его повреждения, защиту обеспечивают органические присадки. Срок службы таких составов – более пяти лет. Они прекрасно подходят для самых современных, форсированных, турбированных и высоконагруженных двигателей.

Правильный выбор

Надеемся, что смогли убедить вас, что следить за уровнем антифриза и грамотно подбирать охлаждающую жидкость очень важно. Кстати, здесь вы сможете найти нужный для вас антифриз, уточнить информацию по характеристикам составов, а также получить бесплатную консультацию профессионалов.

Поделиться:

Проверено: 27.03.2024

SINTEC LUBRICANTS

Технический специалист Sintec Lubricants

Оцените материал!

(2 голосов, в среднем 5 из 5)