Опубликовано: 11.03.2024
Время на чтение:
Количество прочтений: 1623
Рейтинг:
В жизни каждого водителя рано или поздно наступает момент, когда нужно срочно долить моторное масло в двигатель, но в багажнике нет запаса на доливку.

plastic-bottles-from-automobile-oils-isolated-white_93675-128248.jpg

Desing by freepik

В жизни каждого водителя рано или поздно наступает момент, когда нужно срочно долить моторное масло в двигатель, но в багажнике нет запаса на доливку. Согласитесь, дилемма не из приятных: продолжать путь с низким уровнем масла или долить то, что предлагает придорожный минимаркет. В этой статье разбираемся, как поступать в подобных ситуациях, чтобы не запороть мотор.

Содержание:

Значение моторного масла

Вы задумывались когда-нибудь о том, что моторное масло – это не только смазка для двигателя? Масло – полноценный участник процесса терморегуляции при работе ДВС, а в моторах с непосредственным впрыском от моторного масла зависят параметры воспламенения топливовоздушной смеси. Именно эта техническая жидкость определяет штатность работы гидрокомпенсаторов и влияет даже на отдачу двигателя. При этом оно продолжает выполнять моющие, защитные, антикоррозионные, антиокислительные и другие функции. Именно поэтому характеристики присадок и базового масла крупными производителями подбираются очень тщательно, ведь отклонение от заданных параметров может вывести современный двигатель из строя.

Расход моторного масла – это нормально

Вряд ли кто-то будет спорить, что моторное масло – одна из важнейших технических жидкостей в автомобиле. Поэтому почти все выбирают его очень тщательно. Однако за уровнем моторного масла ответственно следят не все водители, а умеют правильно доливать и вовсе немногие. А зря: масло угорает всегда! Понижение его уровня в процессе эксплуатации – это нормально, даже на совершенно исправном или новом двигателе. Этот процесс напрямую связан с самой конструкцией ДВС: в процессе работы мотора на стенках цилиндров остается тончайшая масляная пленка. Без нее поршни работали бы «на сухую», что сделало бы ресурс двигателя ничтожным. Эта пленка выгорает в момент воспламенения топливовоздушной смеси. Есть более или менее стойкие к выгоранию моторные масла, но невыгораемых масел просто не существует.

Не стоит забывать и о системе вентиляции картерных газов, через которую масло, испаряясь, покидает мотор. После чего попадает в камеры сгорания в виде масляного пара, откуда, «выгорев», уходит в выхлоп. В современных оборотистых и высокотехнологичных моторах этот процесс идет активнее из-за возросших температур. Частично проблему решают системы отделения масла от картерных газов, но и они эффективны не на 100 %. Благодаря низкому содержанию легких углеводородных фракций качественные моторные масла способны снижать его расход, но никак не нивелировать процессы испарения. Для ординарных моторов считается нормой доливать по 500 г масла на каждую 1000 км, для спортивных ДВС этот показатель может быть еще выше.

Можно ли ездить с недостаточным уровнем масла

Если вы обнаружили, что уровень моторного масла на щупе пусть даже на пару мм ниже отметки «MIN», ехать дальше нельзя: вы загубите мотор. Это правило одинаково справедливо как для бензиновых, так и для дизельных ДВС. Точно так же нельзя ехать, если на прогретом моторе уровень масла стоит вровень с минимальной отметкой. В обоих случаях его придется доливать. От недостатка смазки пары трения начнут критически быстро изнашиваться. В результате пострадают коленвал и распредвал, коренные вкладыши и цилиндропоршневая группа, мотор начнет перегреваться, на стенках цилиндров появятся задиры. Напомним, что большинство современных моторов выполнены из относительно мягких алюминиевых сплавов и не гильзуются, что делает их восстановление после масляного голодания малореальным.

Факт! Разница между минимальной и максимальной отметкой, которая на щупе кажется незначительной, равна целому литру! Для среднестатистического мотора это четверть всего объема заливки.

Как долго можно ехать с низким уровнем масла

Если уровень моторного масла выше риски, обозначающей минимум, хотя бы на 50 мм, ехать можно, но только в щадящем режиме до автомагазина или автосервиса, чтобы довести уровень масла до нормы. Ездить «на минималках» долго не стоит. В этом случае присадки моторного масла будут работать на пределе своих возможностей, масло начнет ускоренно деградировать и загрязняться. В жаркую погоду ситуация усугубится, так как масло участвует в охлаждении ДВС. Владельцам турбированных автомобилей стоит быть максимально аккуратными: моторное масло не только смазывает, но и охлаждает турбину. Напомним, что ремонт турбокомпрессора стоит очень дорого.

Виды моторных масел, их отличия и преимущества

Прежде чем дать совет, как смешивать различные моторные масла, стоит рассказать о том, какие типы моторных масел существуют. На рынке представлено три типа масла: минеральное, синтетическое и полусинтетическое.

Минеральное моторное масло

Как правило, это самое недорогое и наименее технологичное моторное масло. Хотя, порой, лучше выбрать качественное минеральное масло от проверенного производителя, чем нарваться на поддельную синтетику или полусинтетику от неизвестного бренда. Минеральные моторные масла чаще всего заливают в малооборотистые двигатели больших объемов. Состав хорошо подходит для сельхозтехники, тракторов, спецмашин коммунальных служб, тепловозов, некоторых грузовиков и промышленных генераторов. Из-за невысоких характеристик базового состава такое масло рекомендовано для относительно простых и неприхотливых моторов. Хотя многие водители используют его в легковых авто в летний период для обеспечения экономии при обслуживании транспортного средства.

Минеральное масло не любит перегревов и пониженного уровня. От повышенных температур его базовая основа ускоренно деградирует, а моющие свойства снижаются. Рекомендуется всегда иметь с собой запас такого масла на доливку: в минералку ни при каких обстоятельствах нельзя доливать синтетику, да и полусинтетику в него добавляют с особой осторожностью.

Полусинтетическое моторное масло

Этот вид моторного масла получил наибольшую популярность у владельцев легковых автомобилей и легкой коммерческой техники за счет высоких характеристик и приемлемой цены. Высококачественные полусинтетические моторные масла имеют высокие моющие и защитные свойства. Холодные старты даются им легче, чем минералке. Кроме того, хорошая полусинтетика позволяет снизить расход топлива благодаря уменьшению потерь на трение. Стойкость масляной пленки выше, чем у минералки, а деградация при работе на высоких температурах заметно ниже.

Синтетическое моторное масло

Качественная синтетика представляет собой венец эволюции моторных масел. За счет искусственной молекулярной структуры ее базовая основа имеет максимально стабильные характеристики в очень широком диапазоне температур. Такие масла более стойки к окислению и деградации, а их пакеты присадок, как правило, более технологичны. Однако и стоят такие моторные масла дороже. Синтетическое моторное масло от хорошего производителя будет иметь низкую испаряемость, а в случае если уровень масла немного снизится, синтетика лучше справится с задачей защиты двигателя и его очистки.

Почему смешивать моторные масла опасно

Любое современное моторное масло представляет собой сложный продукт нефтехимической отрасли. Масло состоит не только из базовой основы. Определяющим компонентом его состава является пакет высокотехнологичных присадок. Даже в недорогой минералке есть модификаторы трения, антипенные и антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии и ржавления, моющие присадки (детергенты и дисперсанты), вязкостно-загущающие и депрессорные присадки. В составе более дорогих синтетических моторных масел пакет присадок может составлять до 25 % от объема. Только представьте: в 5 л масла – около 1 л присадок! И все они должны быть идеально совместимы между собой.

Один из лидеров российского рынка по производству моторных масел, компания Sintec, тщательно подбирает и тестирует присадки, исследует их совместимость и взаимовлияние при высоких температурах и давлении, при перемешивании и замораживании, при длительной, штатной и экстремальной эксплуатации ДВС.

Если смешать масла разных производителей, вы рискуете получить непредсказуемое химическое взаимодействие (реакцию) прямо в моторе, ведь совместимость таких пакетов никто не тестировал. Это может привести к изменению общих характеристик масла в моторе. Присадки и базовая основа начнут ускоренно деградировать, а масло потеряет большую часть своих защитных, моющих и антикоррозионных свойств, часть присадок вообще растворится. При этом может образоваться осадок, который начнет оседать на внутренних элементах двигателя.

Рекомендации по смешиванию моторных масел

Начнем с главного – с запретов:

  • нельзя смешивать моторные масла разных типов;
  • нельзя понижать качество моторного масла (например, заливать в полусинтетику минералку или полусинтетику в синтетику);
  • нельзя смешивать синтетику с минералкой;
  • нельзя смешивать масла разной степени вязкости.

Если выбора нет совсем, в самом крайнем случае допускается долить не более 15 % другого состава. При этом он должен быть той же вязкости и с теми же спецификациями, что и масло, залитое в двигатель изначально. Очень важно, чтобы у обоих составов спецификации по классу, вязкости и характеристикам (согласно требованиям API, ACEA и ILSAC) совпадали или были максимально близкими. По SAE различий быть не должно вовсе!

Какое масло залить в двигатель после экстренной доливки

Важно учесть все риски. Иногда вызвать эвакуатор будет дешевле, чем заливать в мотор масло от трактора. Если вы все же решитесь долить масло от другого производителя, советуем ехать не домой или по делам, а в автосервис, при этом придерживаясь режима, максимально щадящего для мотора. В автосервисе следует поменять моторное масло на новое, желательно с промывкой системы и сменой масляного фильтра. При замене масла советуем выбирать продукцию бренда Sintec. Моторные масла всегда есть в наличии, а их качество, ресурс и характеристики не вызывают сомнений даже у независимых экспертов.

Выбрать высококачественное масло для любого автомобиля можно по этой ссылке. Не забудьте купить также одну литровую канистру на доливку.

Поделиться:

Проверено: 11.03.2024

SINTEC LUBRICANTS

Технический специалист Sintec Lubricants

Оцените материал!

(5 голосов, в среднем 4.6 из 5)