Опубликовано: 08.05.2024
Время на чтение:
Количество прочтений: 124
Рейтинг:
В этой статье мы расскажем о типичных поломках жидкостной системы охлаждения ДВС, их причинах и о том, как предотвратить большинство проблем.

Недостаточная эффективность охлаждения двигателя обернется ускоренным износом его компонентов, что чревато перегревом и близким капитальным ремонтом. В этой статье мы расскажем о типичных поломках жидкостной системы охлаждения ДВС, их причинах и о том, как предотвратить большинство проблем.

ohlad.jpg

Содержание статьи:

Значение системы охлаждения автомобиля

Любой, даже самый современный, двигатель внутреннего сгорания во время работы вырабатывает много тепла, которое выделяется в результате воспламенения топливовоздушной смеси. Если мотор не охлаждать, он перегреется и начнет «уничтожать» сам себя. Высокая температура разрушит уплотнения силового агрегата – прокладки, сальники и герметики. Начнут выходить из строя различные датчики и электроника.
Перегрев снижает характеристики моторного масла, провоцирует ускоренный износ цилиндропоршневой группы и появление задиров на стенках цилиндров. Чрезмерная тепловая нагрузка на мотор погубит головку блока цилиндров и сам блок. С учетом того, что большинство современных двигателей сделаны из алюминиевого сплава, перегрев для них особенно опасен – элементы мотора деформируются, и их геометрия не подлежит восстановлению. Нередко после перегрева приходится менять патрубки системы охлаждения и расширительный бачок. Могут выйти из строя термостат, водяная помпа, радиаторы печки и охлаждения, а также турбокомпрессор.

Если «вскипятить» двигатель (с учетом стоимости запчастей, загруженности мастеров и не всегда стабильного качества автокомпонентов), его бывает выгоднее заменить на новый.

Именно поэтому за состоянием системы охлаждения стоит следить особенно тщательно. Важно знать, на что обращать внимание и как предотвратить большинство проблем заранее.

Как устроена система охлаждения

Прежде чем узнать о типичных поломках системы охлаждения, предлагаем в общих чертах разобраться, как она устроена. В автомобилестроении самой массовой стала жидкостная система закрытого типа, где теплоносителем выступает антифриз.

Позволим себе некоторое упрощение, чтобы схематично описать ее устройство. Система представляет собой сеть каналов и трубок, которые опоясывают наиболее теплонагруженные элементы мотора, через них проходит антифриз, забирая с собой излишнее тепло. Далее через резиновые патрубки нагретый теплоноситель попадает в радиатор, где охлаждается, отводя тепло в атмосферу. Затем теплоноситель устремляется обратно – к теплонагруженным элементам ДВС.

В замкнутой системе антифриз постоянно циркулирует по кругу – от мотора к радиатору и обратно. Непрерывность циркуляции обеспечивает помпа, выступающая в роли водяного насоса. Кроме того, в системе терморегуляции участвует термостат, автоматический клапан, который в момент прогрева двигателя частично или полностью перекрывает ток жидкости в радиатор охлаждения, чтобы мотор быстрее нагрелся до рабочей температуры.

Почему антифриз не циркулирует в системе?

Помпа, которая обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости, устроена относительно просто – на ось, вращающуюся на подшипниках, установлена крыльчатка, которая и разгоняет антифриз. Чаще всего лопасти помпы представляют собой композитную крыльчатку или крыльчатку из алюминиевого сплава. В большинстве современных автомобилей в движение помпу приводит ремень ГРМ. Существуют также электрические помпы, но они не так распространены.

Помпа может заклинить и перестать нагнетать давление жидкости в системе, может подклинивать, тогда снизится ее эффективность, может потерять крыльчатку, что не даст жидкости циркулировать. Снижение эффективности помпы или полное отсутствие циркуляции охлаждающей жидкости – одна из самых частых поломок.

Снижение эффективности помпы

Если эффективность водяного насоса снизилась, это еще полбеды. Жидкость продолжит циркулировать, но достаточного давления создаваться не будет. Нагретый теплоноситель начнет как бы застаиваться в системе охлаждения и не сможет эффективно отводить тепло от мотора. В этом случае может возникнуть эффект локального перегрева, когда антифриз начнет закипать в районе рубашек охлаждения цилиндров. 

Скорее всего, проблема будет усугубляться, ведь помпа будет работать все хуже и в скором времени перестанет нагнетать даже минимальное давление в системе. Как только это произойдет, случится перегрев со всеми вытекающими последствиями, описанными в начале материала.

Но даже когда помпа работает «на последнем издыхании», необратимые изменения уже происходят – постепенно разрушаются стенки рубашек охлаждения блока цилиндров, теряют герметичность сальники и прокладки, ускоренно деградируют присадки моторного масла, возникает риск возникновения задиров на стенках цилиндров, страдает турбина.

Вдобавок растет давление в охлаждающей системе из-за расширения теплоносителя, что чревато разрывом радиаторов (в том числе радиатора печки), патрубков, расширительного бачка. Возрастают нагрузки на термостат.

Как заметить снижение эффективности помпы?

Распознать данный дефект относительно просто. Если стрелка указателя температуры двигателя начала подолгу находиться в опасной близости к «красной зоне», вентилятор охлаждения работает практически постоянно, а уровень антифриза в расширительном бачке при этом в норме, значит, пора на диагностику в автосервис. Если помпа только начала подклинивать, указатель температуры двигателя начнет скакать из-за периодического подклинивания/восстановления подвижности подшипников помпы.

В зимний период может слабо греть печка, при том что мотор сильно нагрелся, но такое поведение климатической системы возможно, в том числе из-за попадания воздуха или разгерметизации системы.

Есть еще один способ проверить работоспособность помпы. Но он рекомендован только для профессионалов. Можно на ощупь определить наличие тока антифриза. Для этого в момент старта прогретого двигателя надо слегка сжать резиновый отводящий патрубок системы охлаждения – если вы почувствуете, как ваши пальцы «раздвигает» напор жидкости, значит, помпа работает. Важно! Не советуем проводить таких проверок, если у вас нет опыта, ведь движущиеся элементы двигателя могут нанести вам вред.

А если вы обладаете музыкальным слухом, то на «кончину» подшипников помпы вам укажет шум от ее подшипников.

Причины поломки помпы

Если ток жидкости уже снизился или прекратился, помпу точно придется менять. Часто она выходит из строя из-за заклинивания подшипников «от старости». Еще чаще это случается потому, что внутрь подшипников просочился антифриз, вымыл смазку, спровоцировав ускоренный износ узла, что и привело к разрушению и заклиниванию узла.

И не всегда виноват некачественный уплотнитель, защищающий подшипники. Скорее, дело в антифризе, состав которого оказался настолько агрессивным, что смог разрушить резиновое уплотнение. Кроме того, к заклиниванию помпы могут привести накипь и прочие отложения, если в составе антифриза недостаточно моющих присадок и компонентов против накипи. Если в составе пакета присадок антифриза слишком мало ингибиторов коррозии и антикоррозионных компонентов, помпа также может заклинить (или уплотнение потеряет герметичность), так как металлическая ось помпы будет окисляться.

Есть еще один вариант гибели насоса – потеря крыльчатки. Такое может произойти в двух случаях – установка некачественной запчасти или заливка некачественного антифриза. Во втором случае постоянный перегрев будет вызывать кавитацию вокруг крыльчатки и ее разрушение. Возможен и более драматичный сценарий, при котором агрессивный некачественный антифриз начнет разъедать крыльчатку, как кислота.

Профилактика поломки водяного насоса

В обоих случаях достанется и другим компонентам системы охлаждения. Скорее всего, задубеют резиновые патрубки, начнется разрушение металлических компонентов двигателя. Вероятнее всего, заклинит термостат. И дай бог, если он заклинит в открытом положении, позволяя антифризу циркулировать через радиатор. В противном случае – перегрев!

Чтобы предотвратить преждевременную поломку помпы, следует вовремя менять антифриз, следить за его уровнем, следовать предписаниям автопроизводителя по выбору типа и класса состава охлаждающей жидкости. И заливать в систему только качественную охлаждающую жидкость, в составе которой содержатся все необходимые присадки, а характеристики соответствуют заявленным на канистре.

Причины разгерметизации системы охлаждения

Еще одной частой причиной перегрева ДВС является разгерметизация системы охлаждения. Если вовремя не заметить утечку антифриза, в систему попадет воздух, образуются воздушные пробки и мотор перегреется.

Чаще всего это случается из-за механических повреждений радиатора, например от прилетевшего в него камня на загородной трассе или легкой аварии.

К утечкам антифриза приводит отсутствие должного технического обслуживания автомобиля, использование некачественного антифриза, который не соответствует характеристикам мотора вашего автомобиля. Причин может быть несколько, но результат, как правило, один – перегрев.

Как сохранить систему охлаждения герметичной

Чтобы предотвратить перегрев из-за утечки антифриза, следует хотя бы раз в неделю проверять его уровень, строго соблюдать регламент автопроизводителя по обслуживанию автомобиля и предписания по выбору охлаждающей жидкости.

Но, к сожалению, бывает так, что ответственный автовладелец все делает по регламенту, но попал на некачественный антифриз. В этом случае риск разгерметизации системы возрастает в разы.

Происходит это потому, что реальные характеристики охлаждающей жидкости отличаются от заявленных. Но, если температура кипения состава окажется ниже штатной, мотор будет постоянно перегреваться из-за недостаточно эффективного теплообмена. В системе начнет расти давление из-за расширения жидкости. В определенный момент может не выдержать радиатор отопителя или охлаждения, какой-то из патрубков или расширительный бачок. Антифриз быстро покинет систему, и мотор перегреется.

К таким же последствиям приведет использование некондиционного антифриза с недостаточным пакетом противопенных присадок. Насыщение антифриза пузырьками воздуха в процессе его циркуляции в системе приведет к росту давления, резкому снижению эффективности теплообмена. Дополнительным бонусом станет образование воздушных пробок. Результат – перегрев.

Косвенными признаками возросшего давления станут слишком частое включение вентилятора радиатора охлаждения, раздувание патрубков системы охлаждения, потеки антифриза вокруг пробки расширительного бачка и/или в местах соединений патрубков, трещины на расширительном бачке.

Как сохранить ресурс работы системы охлаждения?

К сожалению, в мире нет ничего вечного – каждый мотор имеет свой ресурс. Но срок его эксплуатации можно сохранить, применяя качественную охлаждающую жидкость с улучшенными характеристиками теплообмена, высокими показателями защиты и очистки системы охлаждения. Качественный антифриз защищает блок цилиндров, ГБЦ, радиаторы, помпу, термостат, патрубки, способствует сохранению свойств моторного масла, предохраняет двигатель от перегрева.

Для максимально эффективного теплообмена мы рекомендуем применять высококачественные антифризы Sintec. В линейке производителя представлены жидкости разных классов.

Антифризы класса G11 – это качественные и долговечные составы, изготовленные по гибридной технологии. Они содержат силикатные ингибиторы коррозии, которые предотвращают преждевременную коррозию радиаторов, блоков цилиндров, водяных насосов и термостатов.

Антифризы класса G12 и G12+ – карбоксилатные охлаждающие жидкости, которые содержат присадки, точечно воздействующие на очаги коррозии и нейтрализующие их. Такие составы прекрасно сохраняют детали системы охлаждения из черных и цветных металлов.

Лобридный антифриз Sintec Antifreeze Unlimited G12++ отличается увеличенным сроком эксплуатации и улучшенными защитными свойствами. Такие составы полностью совместимы с другими видами охлаждающих жидкостей, имеющих в своем составе либо карбоксилатные ингибиторы коррозии, либо силикатные.

В линейке Sintec есть уникальный состав – Multifreeze – универсальный антифриз для автомобилей любых марок, моделей и годов выпуска. Multifreeze создан на моноэтиленгликолевой основе. При соблюдении правил эксплуатации жидкость может использоваться в течение всего срока службы автомобиля.

Есть в ассортименте компании и Sintec тосол ОЖ-45 с улучшенными характеристиками и эксплуатационными качествами.

По этой ссылке вы можете подобрать оптимальный антифриз для любого автомобиля.

Поделиться:

Проверено: 08.05.2024

SINTEC LUBRICANTS

Технический специалист Sintec Lubricants

Оцените материал!

(1 голос, в среднем 5 из 5)