Опубликовано: 03.04.2022
Время на чтение:
Количество прочтений: 3477
Рейтинг:
Специфика выбора моторных масел для мотоциклов, технические характеристики. Описание стандартов качества масел для двигателей мотоциклов.

Содержание статьи:

Высококачественное моторное масло для мотоцикла должно в полной мере учитывать конструктивные особенности мотодвигателей и специфику эксплуатации техники. Особенно это касается моделей с двухтактными двигателями, где условия работы моторного масла кардинально отличаются от четырехтактных моторов внутреннего сгорания. Предлагаемое компанией «Обнинскоргсинтез» мотомасло Sintec соответствует всем актуальным стандартам качества и обеспечивает длительную защиту двигателя от износа.

Благодаря эффективным противозадирным присадкам оно сохраняет ресурс двигателя в условиях перегрева, характерного для моторов воздушного охлаждения при интенсивной эксплуатации в летний сезон. Мотоциклетные масла Sintec успешно применяются как на отечественных мотоциклах, так и на технике японского и европейского производства.

Специфика эксплуатации

Масло для мотоцикла отличается от автомобильного по многим особенностям эксплуатации. В первую очередь это:

  • частая работа на высоких оборотах, особенно в малокубатурных моторах. Мотомасло должно надежно защищать ЦПГ при высоких линейных скоростях движения поршня;
  • значительные рабочие температуры. В моторах воздушного охлаждения масло нагревается до более высоких температур, чем в автомобильных двигателях с водяным охлаждением, поэтому увеличивается скорость образования отложений и окисления;
  • обилие подшипников качения. Нужно особо оговаривать условия работы в парах трения «сталь-сталь»;
  • сезонность эксплуатации. Она означает отсутствие необходимости в стабилизации низкотемпературной вязкости;
  • чувствительность к образованию нагара. Калильное зажигание из-за тления частичек нагара, прогары днища поршня для мототехники значительно более характерны, чем для автомобильных моторов.

Двухтактные моторы мототехники еще более специфичны, мотомасло 2Т должно работать в составе топливной смеси без расслоения, эффективно смазывать ЦПГ в условиях ограниченной подачи. Для двухтактных масел жестко нормируются нагарообразование, дымность выхлопа, температура вспышки.

Стандартизация качества

Из-за специфики свойств моторные масла для мотоциклов испытываются по требованиям собственных стандартов, за исключением масел, предназначенных для четырехтактных двигателей с сухим сцеплением.

Система стандартов American Petroleum Institute (API), которая наиболее широко применяется в международной практике, предусматривает отдельную группу классов качества для двухтактных двигателей. Из них актуальность сохранил только API TC, так как предыдущие признаны недостаточно жесткими для современных условий, а специально разработанный для лодочных моторов API TD сменен на NMMA TC-W3.

Стандарт API TC учитывает условия работы масла для мотоциклов с рабочим объемом цилиндра до 500 см3, оговаривая работоспособность при высоких температурах, нагарообразование, возможность эксплуатации двигателя на раннем зажигании без повреждений.

Тем не менее Япония, как один из основных производителей мототехники, применяет собственную и более жесткую систему стандартизации. Особо оговаривается дымность масла при сгорании: впервые понятие малодымного двухтактного масла появилось именно после принятия стандарта JASO FC. Этот класс качества остается на данный момент наиболее распространенным, продукция JASO FA допускается к применению только на устаревших двигателях в развивающихся странах.

С ужесточением европейских экологических норм характеристики, оговариваемые стандартом JASO FC, перестали удовлетворять законодательству. Разработанная система классов ISO включала в себя основные требования JASO (так, стандарт ISO-L-EGC основан на JASO FC), но были введены дополнительные требования к чистоте двигателя и ужесточены нормативы дымности.

Четырехтактные масла для мотоциклов

Подавляющее большинство четырехтактных мотоциклов использует общую смазку трансмиссии и двигателя, а их сцепление погружено в моторное масло. Поэтому у них должны строго нормироваться антифрикционные свойства, чтобы исключить пробуксовку сцепления, необходимы высокие противозадирные характеристики в паре трения «сталь-сталь» и низкая вспениваемость.

Основная система стандартов качества для четырехтактных мотомасел разработана в Японии. Наиболее широко применяемые классы JASO MA-1 и MA-2, включенные в требования большинства мотопроизводителей, нормируют объем антифрикционных присадок и включают испытания, имитирующие работу «мокрого» сцепления. При этом масла JASO MA-2 должны обеспечивать более высокий коэффициент трения, чем MA-1.

Базовые масла

Минеральная база, несмотря на сезонность эксплуатации мотоциклов и, следовательно, отсутствие высоких требований к стабильности вязкости, определяющих возможность запуска при отрицательных температурах, мало подходит для производства мотоциклетных масел. В первую очередь это связано с повышенным нагарообразованием, особенно заметным в двухтактных двигателях, смазываемых бензомасляной смесью.

Также минеральная база быстро теряет свойства при высокой рабочей температуре двигателей воздушного охлаждения, быстро окисляется. Неудовлетворительные характеристики при высоких скоростях сдвига (работа ЦПГ при повышенных оборотах) ограничивает применение минеральных масел двигателями с низкой степенью форсировки, рассчитанных на преимущественно низкие рабочие обороты.

В высокофорсированных мотодвигателях, и особенно спортивных, применяются масла на синтетической основе, но они же и наиболее дорогие. Поэтому, обеспечивая сбалансированное соотношение «цена-качество» при производстве моторных масел для мотоциклов, компания «Обнинскоргсинтез» использует полусинтетическую основу, созданную на базе минерального масла высокой очистки и гидрокрекинговой синтетики.

Зимняя консервация и хранение

Несмотря на то, что двухтактные масла Sintec не склонны к быстрому расслоению в топливной смеси, мы не рекомендуем оставлять мотоциклы на зимнее хранение без должной консервации. Топливная смесь, остающаяся в карбюраторах, должна сливаться, чтобы исключить залипание запорных игл и засорение жиклеров.

В металлических баках рекомендуется оставлять топливо, чтобы исключить ржавление из-за накопления конденсата при перепадах температур, но перед началом эксплуатации бензин желательно слить, так как он потеряет свои свойства. Вскрытые упаковки моторного масла нужно хранить плотно закрытыми, исключая воздействие высоких температур от нагревательных приборов и мощных ламп освещения.

Приготовление топливной смеси

Для мотоциклов и скутеров, не оборудованных раздельной смазкой, топливная смесь приготавливается в отдельной чистой таре с соблюдением пропорций, указанных в инструкции по эксплуатации или на крышке бензобака. Для старой мототехники, рассчитанной на низкокачественные минеральные масла, допускается уменьшать концентрацию масел Sintec, так как они способны обеспечивать достаточную защиту двигателя при разбавлении 50:1, а не 20…25:1, как было принято ранее.

Утилизация отработанных мотомасел

Моторные масла для мотоциклов утилизируются по тем же правилам, что и отработанные автомобильные. Не допускается слив в канализацию и на почву, сжигание масла и промасленной ветоши. Ветошь, пропитанная маслом, потенциально пожароопасна и не должна длительно храниться.

#Советы от специалистов

Поделиться:

Проверено: 27.03.2024

SINTEC LUBRICANTS

Технический специалист Sintec Lubricants

Оцените материал!

(2 голосов, в среднем 4.5 из 5)