20.04.2022 00:00
Все автовладельцы знают, что в системе охлаждения автомобиля циркулирует антифриз, но мало кто задумывается, как охлаждающая жидкость охлаждает двигатель. Чтобы понять процедуру отвода тепла, нужно иметь представление об устройстве и принципе работы контура охлаждения. Также полезно знать, какие свойства позволяют ОЖ отводить излишнюю тепловую энергию от мотора.
Двигатель внутреннего сгорания в процессе работы нагревается до высокой температуры. Нагреву способствует высокая температура сгорания рабочей смеси в цилиндрах мотора. В бензиновых двигателях она достигает 2500 °С. Средняя температура нагрева цилиндров составляет 850–900 °С. Если не отводить тепло, то произойдет нагрев деталей цилиндропоршневой группы до критического значения, что станет причиной:
Без отвода тепла мотор будет перегреваться, не сможет нормально работать и выйдет из строя. С целью охлаждения мотора машины используется жидкостная система охлаждения. В качестве рабочей жидкости, которая заливается в контур, используется антифриз. Также техническая жидкость в современном автомобиле может применяться для нагрева воздуха в салоне машины и охлаждения газов в механизме рециркуляции, моторного масла, автоматической КПП.
Для обеспечения циркуляции теплоносителя в системе охлаждения предусмотрены следующие элементы:
Блок цилиндров сконструирован таким образом, что создана «рубашка охлаждения» и антифриз омывает цилиндры и другие детали. Обладая хорошей теплопроводностью, жидкость нагревается и отводит тепло от деталей двигателя.
Рассмотрим, как охлаждающая жидкость охлаждает двигатель. Давление в системе, а также циркуляцию антифриза по контуру обеспечивает центробежный насос, вмонтированный конструктивно в рубашку охлаждения. Нагретый от стенок цилиндра состав направляется к термостату, который в зависимости от температуры жидкости открывает или закрывает большой круг. Горячий антифриз проходит через теплообменник в салоне автомобиля и в холодное время года нагревает внутренний воздух для комфортного микроклимата.
При нагреве охлаждающей жидкости до температуры 90–95 °С термостат направляет поток через радиатор. Благодаря наличию термостата двигатель быстрее прогревается при эксплуатации машины в условиях низкой температуры. Если теплоноситель остывает, то термостат закрывает большой круг и жидкость начинает циркулировать по малой магистрали.
Радиатор расположен спереди автомобиля и охлаждается встречным потоком воздуха, который может усиливаться с помощью вентилятора. Проходя через многочисленные соты радиатора, теплоноситель охлаждается и снова поступает в рубашку охлаждения мотора. Без радиатора жидкость будет закипать, что приведет к разгерметизации системы и появлению утечки состава. В некоторых моделях система предназначена и для охлаждения автоматической КПП.
Охлаждающая жидкость при нагревании увеличивается в объеме, поэтому с целью компенсации изменения давления в систему включен расширительный бачок. Через него обеспечивается заливка ОЖ в контур, а также доливка до требуемого уровня. Система охлаждения управляется электронным блоком управления. Для контроля температурного режима в блоке цилиндров установлен датчик температуры, передающий сигналы в ЭБУ. Блок управления дает команду на включение/выключение вентилятора для эффективного охлаждения радиатора.
От циркуляции теплоносителя зависит эффективность отвода тепла, поэтому все элементы системы должны исправно функционировать, чтобы не было проблем и негативных последствий при перегреве мотора.
Охлаждающая жидкость отличается от обычной воды составом, а также физическими и химическими свойствами:
Приведенные выше характеристики обеспечиваются составом антифриза: этиленгликолем и специальными присадками.
Смешивание антифризов с присадками разных типов является причиной образования осадка, налета на внутренних поверхностях и потери антикоррозионных свойств. Признаком нарушений в работе системы охлаждения является повышенная температура двигателя, которую можно определить по датчику температуры на приборной панели. Циркуляция ОЖ нарушается по следующим причинам:
При нарушении циркуляции нагревается до кипения антифриз, перегревается и выходит из строя двигатель. По этой причине нужно незамедлительно организовать устранение проблемы с прохождением технической жидкости по магистрали. Для недопущения данной проблемы рекомендуется:
Зная, как охлаждающая жидкость охлаждает двигатель, для доливки или полной замены нужно использовать только качественный антифриз. От охлаждающей системы зависит производительность, экономичность и заложенные производителем технические параметры силового агрегата. Чтобы теплоноситель выполнял свои функции и не менял физические свойства при длительной циркуляции, требуется обслуживать и поддерживать систему в рабочем состоянии, а также регулярно контролировать уровень ОЖ.