Опубликовано: 20.04.2022
Время на чтение:
Количество прочтений: 12783
Рейтинг:
Специалисты расскажут, как проверить температуру охлаждающей жидкости. Инструкция по проверке и устранению неисправностей пошагово.

Содержание

Тепловые зазоры деталей бензиновых и дизельных моторов рассчитываются инженерами и конструкторами с учетом прогрева до определенной рабочей температуры. Поэтому силовой агрегат автомобиля реализует заложенные мощностные и динамические характеристики в определенном температурном диапазоне. Пагубно влияют на непрогретый мотор высокие обороты сразу после его пуска, но еще большую опасность вызывает перегрев. Водитель авто должен постоянно контролировать степень нагрева силового агрегата. Для этого нужно знать, как проверить температуру охлаждающей жидкости и каким способом контролировать ее во время поездки.

Температурный датчик: назначение и неисправности

С целью контроля температуры двигателя нужно знать степень нагрева циркулирующего в контуре теплоносителя. Для предоставления водителю такой возможности в системе охлаждения предусмотрен температурный датчик. Он измеряет степень нагрева антифриза, а значит, и мотора. Сигналы от датчика поступают на электронный блок управления. Он формирует по заложенному алгоритму с учетом фактической температуры антифриза управляющие импульсы, по которым осуществляются:

  • регулировка подачи топлива в цилиндры силового агрегата;
  • коррекция угла опережения зажигания;
  • включение или выключение вентилятора радиатора охлаждения.

Датчик представляет собой термистор, сопротивление которого уменьшается при нагреве. Он помещен в специальный корпус, контактирующий с охлаждающей жидкостью, циркулирующей в системе. При неправильном измерении датчиком температуры ОЖ и передаче в ЭБУ заниженных или завышенных значений возможны следующие негативные моменты:

  • рывки при наборе скорости автомобилем;
  • увеличенный расход топлива;
  • плавающие обороты холостого хода;
  • затруднительный пуск мотора;
  • перегрев двигателя и полная остановка;
  • отсутствие сигналов на включение вентилятора;
  • детонация в цилиндрах.

Как водитель контролирует нагрев ОЖ

Для определения температурного режима работы силового агрегата на приборной панели предусмотрен индикатор со шкалой, показывающий фактический нагрев теплоносителя в системе. Шкала содержит цифровые значения градусов, а также цветовые элементы для акцентирования внимания водителя на граничных значениях нагрева охлаждающей жидкости. По прибору удобно контролировать:

  • процесс прогрева силового агрегата;
  • достижение мотором рабочего температурного режима;
  • нагрев системы до критического значения.

Исправно работающая система охлаждения позволяет поддерживать оптимальный режим работы силового агрегата в диапазоне +80‒90 °С, несмотря на то что при сгорании горючей смеси температура в цилиндре составляет более +2 000 °С. Данное температурное значение считается оптимальным для работы силового агрегата. Благодаря индикатору водитель своевременно определит возможное закипание ОЖ, успеет остановить машину и заглушить мотор для устранения неисправностей.

Измерение температуры теплоносителя

При выходе из строя температурного датчика существует альтернативный способ, как проверить температуру охлаждающей жидкости. Для этой процедуры можно воспользоваться мультиметром (тестером) с функцией измерения температуры. Подойдет обычный бытовой прибор. Мультиметры с функцией измерения степени нагрева комплектуются специальной термопарой. Процесс определения нагрева проводится в следующей последовательности.

  • Прикрепить датчик мультиметра к датчику охлаждающей жидкости, установленному на блоке цилиндров.
  • Для прочной фиксации воспользоваться силиконом.
  • Через определенное время (несколько минут) на дисплее прибора считать значение температуры охлаждающей жидкости.

Также полученное значение позволяет сделать вывод о температурном режиме силового агрегата. Нагрев непосредственно антифриза можно измерить аналогичным способом, зафиксировав датчик мультиметра силиконом на патрубке. При использовании термопары для проведения измерений необходимо обеспечить надежный контакт с поверхностью. Приборы способны измерять значения в широком диапазоне, поэтому подходят для водителей, которые решают, как проверить температуру охлаждающей жидкости при неисправности датчика.

Опасность перегрева двигателя

Если не осуществляется контроль над температурой ОЖ, то при неисправности системы водитель не сможет своевременно принять меры для недопущения повышения нагрева до критического значения. В результате:

  • антифриз начинает кипеть и усиленно испаряться;
  • от двигателя не отводится излишек тепловой энергии;
  • детали цилиндропоршневой группы перегреваются;
  • деформируются элементы контура;
  • тепловые зазоры сокращаются до критического значения, и происходит заклинивание поршней.

Для восстановления двигателя после такой неисправности потребуется проведение дорогостоящего капитального ремонта. При использовании в системе охлаждения дистиллированной воды температура кипения составляет +100 °С, поэтому использование специального состава с температурой кипения не менее +110 °С намного эффективнее и безопаснее для мотора.

Восстановление температурного режима

При загорании сигнального индикатора (лампочки) на панели приборов или, когда стрелка указателя температуры показывает критические значения, а также после появления других признаков перегрева охлаждающей жидкости водитель должен сразу заглушить мотор и принять меры для устранения проблемы. Необходимо выполнить:

  • диагностику (визуальный осмотр) контура перед заливанием охлаждающей жидкости на отсутствие протечки;
  • тестирование радиатора на целостность (герметичность);
  • проверку уровня антифриза в расширительном бачке;
  • при пониженном уровне долить требуемый объем жидкости.

Для недопущения перегрева необходимо проверять исправность электронного датчика. Современные модели автомобилей имеют встроенную систему диагностики, поэтому нужно обращать внимание на исправность контрольной лампочки на приборной панели. Визуальный контроль уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен осуществляться водителем систематически.

Каждый водитель должен знать, как проверить температуру охлаждающей жидкости, чтобы обеспечить безопасную работу двигателя в любых условиях эксплуатации. Работа силового агрегата эффективна при оптимальном нагреве антифриза. Автопроизводители рекомендуют начинать движение сразу после пуска мотора, не раскручивая силовой агрегат до высоких оборотов. В таком режиме температура охлаждающей жидкости поднимется до рабочего показания значительно быстрее.

#Советы от специалистов

Поделиться:

Проверено: 27.03.2024

SINTEC LUBRICANTS

Технический специалист Sintec Lubricants

Оцените материал!

(1 голос, в среднем 5 из 5)