Содержание
- Кристаллы льда в системе охлаждения — внимание!
- Кристаллы солей — опасность!
- Порядок действий при обнаружении кристаллов солей
Любые посторонние образования в системе охлаждения двигателей ухудшают теплообмен, могут стать причиной перегрева и даже выхода ДВС из строя. Помимо отложений, являющихся продуктами коррозии и срабатывания охлаждающей жидкости (при несоблюдении сроков ее замены), автовладельцы могут столкнуться и с образованиями в виде кристаллов. Насколько они опасны, какие причины их появления?
Кристаллы льда в системе охлаждения – внимание!
При температуре окружающего воздуха ниже предельной для залитого в систему охлаждения антифриза в нем могут образовываться кристаллы льда или кашеобразные сгустки. Такое поведение охлаждающей жидкости (ОЖ) является нормальным, так как ее основа состоит из смеси дистиллированной воды и этиленгликоля. Объемное соотношение компонентов задает рабочий температурный диапазон ОЖ.

Благодаря тому, что антифриз при достижении нижнего температурного порога не переходит в твердое состояние (лед) с увеличением его объема, не происходит повреждение радиатора, блока цилиндров двигателя иных составляющих контура охлаждения. При этом следует помнить, что охлаждающая жидкость, перешедшая в кашеобразное состояние, хоть и не приводит к заклиниванию водяного насоса, но при пуске ДВС создает значительное сопротивление вращению крыльчатке агрегата, а также его привода. Это может стать причиной их повреждения.
Образование кристаллов в ОЖ не должно происходить до температуры, которая является для нее критической. То есть, если антифриз рассчитан на -40˚С, то до этой температуры он замерзать не должен.
Что делать при обнаружении в расширительном бачке системы охлаждения кристаллов льда? Если температура окружающего воздуха ниже предельной для залитого в систему антифриза, то необходимо отложить поездку и дождаться пока на улице потеплеет. ОЖ, которая начала замерзать при более высокой температуре необходимо заменить! Либо ее состав был изначально задан неверно (сбой технологии производства), либо был изменен в процессе эксплуатации автомобиля. Например, в систему было долито большое количество воды.
Кристаллы солей – опасность!
На расширительных бачках, под их крышками или в местах контура циркуляции ОЖ, где имели место утечки, например, вокруг трещин в радиаторе, в местах плохой посадки шлангов на патрубки и т.д., могут наблюдаться скопления разноцветных частичек, имеющих вид кристаллов небольшой величины. Цвет кристаллов зависит от красителя, который был использован при изготовлении конкретно взятого антифриза. Напомним, что колер никоим образом не влияет и тем более не определяет свойства охлаждающей жидкости.
Причина появления данных образований – перегрев мотора, сопровождающийся выходом кипящей охлаждающей жидкости из системы через клапан крышки расширительного бачка или места, где произошла разгерметизация системы. А кристаллы есть ничто иное, как соли пакета присадок или воды, которые образовались в результате испарения жидкости. В нашем случае основы антифриза.
Отметим, что при изготовлении качественной ОЖ используется специально подготовленная (дистиллированная) вода, содержание солей в которой минимально. Однако соли могут быть внесены извне, если в процессе эксплуатации автомобиля в систему охлаждения его двигателя доливалась неподготовленная (не дистиллированная) вода или охлаждающая жидкость низкого качества.
Тип образующихся кристаллов солей может быть самым разным и зависит исключительно от химического состава конкретно взятого антифриза. Но чаще всего кристаллы солей относятся к группе силикатов, которые входят в состав мультифункционального пакета присадок охлаждающих жидкостей, которые принадлежат к классу G11. Напомним, что данные ОЖ изготовлены с применением пакетов присадок на основе неорганических IAT (Inorganic Acid Technology). Срок их службы редко превышает 36 месяцев.
У более современных и совершенных по составу ОЖ, например G12, G12++, которые изготовлены с использованием пакетов присадок на основе органических соединений – солей карбоновых кислот OAT (Organic Acid Technology), образование кристаллов происходит значительно реже. А основная причина их появления – химическая реакция с продуктами коррозии, которые были накоплены в системе охлаждения ранее, или иными сторонними добавками, которые спровоцировали возникновение химической реакции.

Итак, основная причина образования кристаллов солей – перегрев мотора и выход антифриза из системы. Перегрев ДВС может быть вызван следующими причинами:
- Неисправный термостат. При его заклинивании в закрытом положении циркуляция охлаждающей жидкости идет по малому кругу рубашки охлаждения, как в режиме прогрева ДВС. После выхода мотора на рабочую температуру термостат открывается и ОЖ начинает циркулировать по большому кругу, в который включен радиатор охлаждения.
- Изношенный насос. Лопасти насоса охлаждающей жидкости могут быть разрушены кавитацией. Это снижает его производительность и уменьшает интенсивность течения потока ОЖ по системе. Эффективность переноса тепловой энергии снижается, увеличивается вероятность перегрева мотора.
- Загрязненный радиатор. Забитые соты радиатора затрудняют прохождение через него воздуха, снижают эффективность передачи тепловой энергии в окружающую среду. При эксплуатации машины в жарком климате или работе ее мотора на предельных мощностных режимах это может спровоцировать перегрев ДВС.
- Течи в системе охлаждения. Снижение уровня охлаждающей жидкости ниже минимального, завоздушивание системы приводит к нарушению нормальной циркуляции охлаждающей жидкости по рубашке охлаждения, падению эффективности переноса тепловой энергии от ДВС к радиатору и рассеиванию в окружающей среде.
- Деградация охлаждающей жидкости. Потеря охлаждающей жидкостью своих свойств и качеств приводит к активизации процессов коррозии, образованию отложений, снижению эффективности работы системы охлаждения.
Порядок действий при обнаружении кристаллов солей
- Устраняем причину перегрева мотора.
- Промываем систему охлаждения раствором из 80% дистиллированной воды и 20% антифриза, который будет использоваться в дальнейшем.
- Заливаем в систему свежий антифриз, соответствующий по уровню эксплуатационных свойств требованиям автопроизводителя, или универсальный – SINTEC MULTIFREEZE (G13), созданный по уникальной лобридной технологии на основе высококачественного моноэтиленгликоля и импортных ингибиторов коррозии.
Получить подробную информацию об антифризах Sintec Lubricants (бренд антифризов Sintec), а также подобрать оптимальную для конкретного автомобиля охлаждающую жидкость можно, обратившись по телефону горячей линии 8-800-201-40-40 или воспользовавшись автоматической системой подбора охлаждающей жидкости.
Купить MULTIFREEZEПоделиться: