Опубликовано: 09.02.2023
Время на чтение:
Количество прочтений: 6248
Рейтинг:
Специалисты расскажут о том, почему в системе охлаждения могут образовываться кристаллы, и что с этим делать.

Содержание

  1. Кристаллы льда в системе охлаждения — внимание!
  2. Кристаллы солей — опасность!
  3. Порядок действий при обнаружении кристаллов солей

Любые посторонние образования в системе охлаждения двигателей ухудшают теплообмен, могут стать причиной перегрева и даже выхода ДВС из строя. Помимо отложений, являющихся продуктами коррозии и срабатывания охлаждающей жидкости (при несоблюдении сроков ее замены), автовладельцы могут столкнуться и с образованиями в виде кристаллов. Насколько они опасны, какие причины их появления?

Кристаллы льда в системе охлаждения – внимание!

При температуре окружающего воздуха ниже предельной для залитого в систему охлаждения антифриза в нем могут образовываться кристаллы льда или кашеобразные сгустки. Такое поведение охлаждающей жидкости (ОЖ) является нормальным, так как ее основа состоит из смеси дистиллированной воды и этиленгликоля. Объемное соотношение компонентов задает рабочий температурный диапазон ОЖ.  

Кристаллизация антифриза

Благодаря тому, что антифриз при достижении нижнего температурного порога не переходит в твердое состояние (лед) с увеличением его объема, не происходит повреждение радиатора, блока цилиндров двигателя иных составляющих контура охлаждения. При этом следует помнить, что охлаждающая жидкость, перешедшая в кашеобразное состояние, хоть и не приводит к заклиниванию водяного насоса, но при пуске ДВС создает значительное сопротивление вращению крыльчатке агрегата, а также его привода. Это может стать причиной их повреждения.

Образование кристаллов в ОЖ не должно происходить до температуры, которая является для нее критической. То есть, если антифриз рассчитан на -40˚С, то до этой температуры он замерзать не должен.

Что делать при обнаружении в расширительном бачке системы охлаждения кристаллов льда? Если температура окружающего воздуха ниже предельной для залитого в систему антифриза, то необходимо отложить поездку и дождаться пока на улице потеплеет. ОЖ, которая начала замерзать при более высокой температуре необходимо заменить! Либо ее состав был изначально задан неверно (сбой технологии производства), либо был изменен в процессе эксплуатации автомобиля. Например, в систему было долито большое количество воды. 

Кристаллы солей – опасность!

На расширительных бачках, под их крышками или в местах контура циркуляции ОЖ, где имели место утечки, например, вокруг трещин в радиаторе, в местах плохой посадки шлангов на патрубки и т.д., могут наблюдаться скопления разноцветных частичек, имеющих вид кристаллов небольшой величины. Цвет кристаллов зависит от красителя, который был использован при изготовлении конкретно взятого антифриза. Напомним, что колер никоим образом не влияет и тем более не определяет свойства охлаждающей жидкости.

Причина появления данных образований – перегрев мотора, сопровождающийся выходом кипящей охлаждающей жидкости из системы через клапан крышки расширительного бачка или места, где произошла разгерметизация системы. А кристаллы есть ничто иное, как соли пакета присадок или воды, которые образовались в результате испарения жидкости. В нашем случае основы антифриза.

Отметим, что при изготовлении качественной ОЖ используется специально подготовленная (дистиллированная) вода, содержание солей в которой минимально. Однако соли могут быть внесены извне, если в процессе эксплуатации автомобиля в систему охлаждения его двигателя доливалась неподготовленная (не дистиллированная) вода или охлаждающая жидкость низкого качества.

Тип образующихся кристаллов солей может быть самым разным и зависит исключительно от химического состава конкретно взятого антифриза. Но чаще всего кристаллы солей относятся к группе силикатов, которые входят в состав мультифункционального пакета присадок охлаждающих жидкостей, которые принадлежат к классу G11. Напомним, что данные ОЖ изготовлены с применением пакетов присадок на основе неорганических IAT (Inorganic Acid Technology). Срок их службы редко превышает 36 месяцев.  

У более современных и совершенных по составу ОЖ, например G12, G12++, которые изготовлены с использованием пакетов присадок на основе органических соединений – солей карбоновых кислот OAT (Organic Acid Technology), образование кристаллов происходит значительно реже. А основная причина их появления – химическая реакция с продуктами коррозии, которые были накоплены в системе охлаждения ранее, или иными сторонними добавками, которые спровоцировали возникновение химической реакции.

Современные антифризы препятствуют образованию кристаллов солей

Итак, основная причина образования кристаллов солей – перегрев мотора и выход антифриза из системы. Перегрев ДВС может быть вызван следующими причинами:

  1. Неисправный термостат. При его заклинивании в закрытом положении циркуляция охлаждающей жидкости идет по малому кругу рубашки охлаждения, как в режиме прогрева ДВС. После выхода мотора на рабочую температуру термостат открывается и ОЖ начинает циркулировать по большому кругу, в который включен радиатор охлаждения.
  2. Изношенный насос. Лопасти насоса охлаждающей жидкости могут быть разрушены кавитацией. Это снижает его производительность и уменьшает интенсивность течения потока ОЖ по системе. Эффективность переноса тепловой энергии снижается, увеличивается вероятность перегрева мотора.
  3. Загрязненный радиатор. Забитые соты радиатора затрудняют прохождение через него воздуха, снижают эффективность передачи тепловой энергии в окружающую среду. При эксплуатации машины в жарком климате или работе ее мотора на предельных мощностных режимах это может спровоцировать перегрев ДВС. 
  4. Течи в системе охлаждения. Снижение уровня охлаждающей жидкости ниже минимального, завоздушивание системы приводит к нарушению нормальной циркуляции охлаждающей жидкости по рубашке охлаждения, падению эффективности переноса тепловой энергии от ДВС к радиатору и рассеиванию в окружающей среде.
  5. Деградация охлаждающей жидкости.  Потеря охлаждающей жидкостью своих свойств и качеств приводит к активизации процессов коррозии, образованию отложений, снижению эффективности работы системы охлаждения.

Порядок действий при обнаружении кристаллов солей

  1. Устраняем причину перегрева мотора.
  2. Промываем систему охлаждения раствором из 80% дистиллированной воды и 20% антифриза, который будет использоваться в дальнейшем. 
  3. Заливаем в систему свежий антифриз, соответствующий по уровню эксплуатационных свойств требованиям автопроизводителя, или универсальный – SINTEC MULTIFREEZE (G13), созданный по уникальной лобридной технологии на основе высококачественного моноэтиленгликоля и импортных ингибиторов коррозии.

Получить подробную информацию об антифризах Sintec Lubricants (бренд антифризов Sintec), а также подобрать оптимальную для конкретного автомобиля охлаждающую жидкость можно, обратившись по телефону горячей линии 8-800-201-40-40 или воспользовавшись автоматической системой подбора охлаждающей жидкости.

Купить MULTIFREEZE
#Обзоры антифризов

Поделиться:

Проверено: 27.03.2024

SINTEC LUBRICANTS

Технический специалист Sintec Lubricants

Оцените материал!

(2 голосов, в среднем 2.5 из 5)