Специалисты расскажут, как не допустить перегрева охлаждающей жидкости. Признаки, причины и последствия перегрева антифриза.

Содержание

Оптимальный температурный режим работы двигателя автомобиля зависит от химических и физических свойств циркулирующего в системе антифриза. Качественный теплоноситель обеспечивает эффективный отвод излишней тепловой энергии, охлаждая блок цилиндров и детали поршневой группы при любых условиях функционирования мотора, в том числе под максимальной нагрузкой. Перегрев охлаждающей жидкости, возникающий из-за неисправности элементов контура охлаждения или ухудшения качества состава, является опасным явлением, вызывающим серьезные неисправности, а также полную остановку силового агрегата. Задача каждого водителя – не допустить перегрева двигателя и своевременно принять меры при повышении температуры в системе охлаждения машины до критического значения.

Признаки, указывающие на перегрев антифриза

Своевременно выявленный автовладельцем факт повышения температуры охлаждающей жидкости до состояния закипания позволяет принять меры с целью предотвращения негативных последствий для мотора. Каждый автомобиль имеет на панели приборов стрелочный или электронный индикатор, позволяющий контролировать температурный режим в системе автомобиля. В некоторых моделях предусмотрена только лампочка, сигнализирующая о перегреве охлаждающей жидкости. Если стрелка прибора стремится в красную зону, значит, в системе неисправность, нужно срочно остановить автомобиль, заглушить мотор и разобраться с причиной перегрева. Эксплуатация машины в данной ситуации запрещена.

Точность показания прибора зависит от исправности температурного датчика. При неисправности датчика нагрев антифриза до температуры кипения водитель может определить по таким внешним признакам, как:

  • Появление пара из подкапотного пространства.
  • Неустойчивая работа силового агрегата на холостых оборотах.
  • Существенное падение мощности при резком разгоне.
  • Удар и резкое прекращение работы силового агрегата.
  • Повышенный шум при работе двигателя.
  • Прослушивание звонкого металлического шума.
  • Потемнения на стенках расширительного бачка.
  • Течь антифриза из-под головки блока цилиндров.
  • Белый налет на электродах и трещины на изоляторах свечей зажигания.

Также перегрев двигателя можно определить по детонации, возникающей, когда процесс сгорания топлива в цилиндрах из-за высокого нагрева начинает сопровождаться взрывами. Наличие темных хлопьев в антифризе, которые можно увидеть через прозрачные стенки расширительного бачка, указывает на попадание масла в теплоноситель из-за перегрева и потери эластичности прокладок и сальников. Наличие в смазочной системе охлаждающей жидкости можно проверить по наличию пены и эмульсии снизу крышки маслозаливной горловины двигателя.

Почему перегревается теплоноситель

Охлаждающая жидкость в системе автомобиля может греться выше нормированного значения по следующим причинам:

  • Поломка вентилятора радиатора по причине сбоев в работе блока управления.
  • Снижение производительности жидкостного насоса, обеспечивающего циркуляцию состава в контуре и «рубашке» охлаждения. Часто проблема заключается в подшипнике.
  • Заклинивание термостата в закрытом положении, при котором антифриз циркулирует по малому кругу и не охлаждается в радиаторе.
  • Низкий уровень теплоносителя в системе по причине разгерметизации контура и утечки ОЖ. Протечка может образоваться в радиаторе, шлангах, патрубках и трубках. Также уровень уменьшается по причине естественного испарения в радиаторе и расширительном бачке.
  • Поломка датчика вентилятора охлаждения. Датчик обычно срабатывает при нагреве охлаждающей жидкости до 95 °С. Если температура состава превышает это значение, то включается вентилятор для создания принудительного потока встречного воздуха с целью охлаждения мотора.
  • Загрязненный радиатор. В летний период он забивается пылью, тополиным пухом, а также дорожной грязью, что приводит к ухудшению теплообмена. Поэтому антифриз не охлаждается и обратно поступает в систему горячим. Наибольшее скопление мусора наблюдается в месте примыкания радиатора кондиционера.
  • Образование в контуре пробки при попадании воздуха при разгерметизации системы или из-за неправильного залива ОЖ.

Также перегрев охлаждающей жидкости может происходить по причине образования осадка и отложений в «рубашке» охлаждения, препятствующих нормальной циркуляции антифриза в контуре. Такой дефект возникает при доливке в систему охлаждения двигателя некачественного антифриза другого типа, чем жидкость, залитая в охлаждающий контур.

Последствия перегрева охлаждающей жидкости для мотора

Степень негативных последствий для двигателя в результате сильного повышения температуры зависит от степени перегрева охлаждающей жидкости. Различают следующие уровни перегрева:

  1. Незначительный (локальный), при котором температура не достигла критического значения.
  2. Средней тяжести. ОЖ закипела, но двигатель не заклинил.
  3. Сильный. Жидкость нагрелась до точки кипения. Мотор остановился.

Если водитель заметил, что мотор стал перегреваться, но температура антифриза еще не достигла значения кипения, то при неотложном выключении двигателя поломка не возникнет, а сам агрегат останется в рабочем состоянии.

В ситуации, когда стрелка прибора достигла красной зоны, но мотор не заклинил и был заглушен, считается, что возник перегрев средней тяжести. Обычно в этом случае из-под капота вырывается пар. Возможны такие негативные последствия для силового агрегата:

  • Прогорание прокладки ГБЦ.
  • Разрушение маслосъемных и компрессионных колец.
  • Оплавление поршней.
  • Деформация головки блока цилиндров.
  • Трещины в ГБЦ.
  • Дефекты на тарелках клапанов и пр.

Если во время работы мотора произошел критический перегрев охлаждающей жидкости, то двигатель самопроизвольно остановится по причине заклинивания поршней. В этом случае необходим капитальный ремонт мотора или установка нового или контрактного рабочего силового агрегата из-за сильного повреждения деталей поршневой группы:

  • Оплавление и прогорание поршней.
  • Попадание расплавленного металла на стенки цилиндров.
  • Коксование моторного масла.
  • Усиленный износ трущихся деталей.
  • Расплавление шатунных и коренных вкладышей коленвала.

Также может сломаться коленчатый вал. Как результат, поршни пробивают стенку блока цилиндров. Ремонтировать двигатель после критического перегрева охлаждающей жидкости экономически нецелесообразно по причине высокой стоимости операции. Сложная неисправность (заклинивание коленвала) возникает, если охлаждающая жидкость через прогорание прокладки блока цилиндров попадает в моторное масло и вместе с ним в цилиндры силового агрегата.

Как не допустить перегрева антифриза

Чтобы не допустить перегрева охлаждающей жидкости и возникновения неисправностей силового агрегата, водитель должен:

  • Внимательно следить за температурным режимом при движении на автомобиле.
  • Перед выездом проверять уровень антифриза в расширительном бачке и доливать состав до обеспечения требуемого уровня.
  • Осматривать место стоянки автомобиля на наличие следов утечки охлаждающей жидкости.
  • Использовать только качественный антифриз с технологичными присадками.
  • При обнаружении первых признаков, указывающих на повышение температуры антифриза до критического уровне, немедленно остановиться и заглушить двигатель для выяснения причины дефекта.

Нашей компанией предлагается качественный антифриз Sintec, характеризующийся высокой точкой кипения и другими эксплуатационными параметрами. Охлаждающая жидкость разного типа представлена в широком ассортименте и подходит для бензиновых и дизельных моторов автомобилей.

#Устранение неисправностей

Автор: SINTEC LUBRICANTS