Специалисты расскажут о том, что такое охлаждающая жидкость и для чего она нужна. Как выбрать ОЖ для двигателя и чем они отличаются?

Еще совсем недавно в качестве охлаждающей жидкости в автомобильном транспорте использовалась обычная вода из водопровода. Вся ее подготовка к заливке в систему охлаждения сводилась в лучшем случае к дистиллированию и процеживанию через примитивные сетчатые фильтры. Это позволяло избежать попадания в контур крупных частиц грязи. Вода эффективно переносила тепловую энергию от маломощных моторов к радиаторам, не создавая при этом сколь-либо серьезную нагрузку на систему охлаждения в целом. Для справки: одним из неоспоримых преимуществ воды по отношению к антифризам является ее более высокая (примерно на 20%) теплоемкость. Кроме того, вода не наносит вреда экологии, ее можно при необходимости просто слить из системы на землю. Вода, являясь  негорючим материалом, повышала безопасность эксплуатации транспортных средств. Единственное, что осложняло работу шофера и механиков – необходимость  сливать воду из системы охлаждения при постановке машины на длительную (в парке) стоянку, чтобы не допустить ее замерзания в холодный период времени.

Этот недостаток вскоре был устранен путем добавления в воду этиленгликоля в определенной концентрации. Раствор сохранял текучесть при умеренно отрицательных температурах или превращался в некое подобие снежной шуги – кашицу из воды и мелких частичек льда. Так, собственно говоря, появился первый антифриз, который показал вполне неплохие результаты работы в контурах систем охлаждения маломощных моторов с чугунными блоками цилиндров и изготовленными из медного сплава радиаторами.  

Но прогресс не стоял на месте. При производстве моторов конструкторы стали широко применять новые материалы, росла мощность двигателей и тепловая нагрузка на систему охлаждения, а также ее рабочую жидкость. В связи с этим требования к ОЖ по обеспечению защиты всех элементов контуров, по которым она циркулировала, ужесточились, что потребовало доработки химической формулы антифризов.     

Первым делом для обеспечения широкого рабочего температурного диапазона ОЖ химики определили оптимальное соотношение в антифризе воды и этиленгликоля. В результате нижняя его граница отодвинулась до -40 или даже -60˚С, что позволило круглогодично использовать охлаждающие жидкости в северных регионах.  Повысилась и температура закипания антифриза. В герметичном контуре охлаждения, который находится под избыточным давлением, современная охлаждающая жидкость выдерживает нагрев до температуры 115-120˚С. Данный показатель важен для многолитровых, высоконагруженных двигателей коммерческой техники, которые генерируют большое количество тепловой энергии при работе в режимах максимальной мощности, а также для малообъемных, высокофорсированных моторов легковых автомобилей, имеющих высокие показатели литровой мощности.  

Решая задачу защиты системы охлаждения, химики разработали пакеты многофункциональных присадок, которые смешиваются с основой (очищенная вода + этиленгликоль) и задают ОЖ спектр определенных свойств и качеств. Наиболее важным среди них является способность эффективно подавлять коррозионные процессы различных сплавов металлов – чугуна, из которого отливаются блоки цилиндров двигателей, алюминия, из которого производятся радиаторы систем охлаждения, и стали, из которой изготовлены лопатки помп. Химические соединения, входящие в пакет присадок, обеспечивают смазку сальника помпы, не допуская его износа и проникновения ОЖ к подшипнику. Они же нивелируют негативное влияние антифриза на резиновые элементы (патрубки, рукава, шланги) системы охлаждения, не допуская потери свойств и качеств полимерных материалов и их разрушения. В пакет присадок входят химические элементы, которые препятствуют вспениванию охлаждающей жидкости. Это качество важно с точки зрения обеспечения эффективности процесса съема, переноса и передачи тепловой энергии и заданного теплового режима мотора от которого зависит экономичность ДВС, его тягово-мощностные показатели и ресурс. Качественный пакет присадок снижает вероятность возникновения кавитационного разрушения металла, при котором микрочастички материала вырываются с поверхности микровзрывами (схлопыванием) пузырьков воздуха, которые образуются на ней в результате резкого изменения давления в определенных областях контура охлаждения. Сильнее всего из-за кавитации страдают лопасти помп, а также гильзы цилиндров мокрого типа (моторы коммерческого транспорта).  

a45449abbf16ef245ffbc26f51bf4467.png

Срок службы антифризов

Параллельно с совершенствованием конструкции автомобилей происходило увеличение интервалов их регламентного технического обслуживания, что не могло не отразиться на  химическом составе охлаждающей жидкости. Так, еще совсем недавно по техническому регламенту обслуживания массовых легковых автомобилей замену охлаждающей жидкости требовалось проводить на пробегах до 100 000 километров. Например, у массового Renault Logan с мотором рабочим объемом 1,6 литра регламент предписывает производить замену ОЖ каждые 90 тысяч километров. В инструкции по эксплуатации ряда современных легковых машин может и вовсе не указываться данная техническая операция. То есть, ОЖ залита на весь срок эксплуатации автомобиля. Ярким примером тому является популярный в России автомобиль VW Polo c 1,6-литровым ДВС. Согласно сервисной документации требуется только проверять уровень ОЖ и при необходимости его корректировать. Разумеется, при проведении ремонтных работ, связанных с заменой помпы, радиатора охлаждения, патрубков (предполагается слив из системы антифриза), ОЖ заменяют новой.

Правила выбора антифриза

Для того чтобы не навредить машине и двигателю, важно грамотно выбрать антифриз. Он должен полностью соответствовать требованиям автопроизводителя, которые зашифрованы в допуске (буквенно-цифровой код). Все что нужно, это выбрать канистру, на этикетке которой и будет присутствовать нужное обозначение. А как узнать какой именно допуск должен быть у антифриза для конкретно взятого автомобиля? Он указан в инструкции по обслуживанию и эксплуатации. Там же фигурируют данные по заправочному объему системы охлаждения. Если указанного руководства под рукой нет, можно связаться с любым официальным дилером марки автомобиля.

Другой вариант подбора ОЖ – обратиться на горячую линию производителя антифриза. Крупные компании, которые заботятся о своих покупателях, непременно имеют службу технической поддержки, специалисты которой оказывают консультации по всем вопросам, связанным с выбором охлаждающих жидкостей, сроков их замены и т.д.  К ним относится фирма Sintec Lubricants (бренд антифризов Sintec). Телефон ее горячей линии – 8-800-201-40-40. Можно воспользоваться и автоматической системой подбора охлаждающей жидкости.  Важно отметить, что компания Sintec Lubricants является конвейерным поставщиком многих отечественных  автопроизводителей. Следовательно, технические специалисты порекомендуют конкретный антифриз, который либо идет на первичную заливку, либо полностью ему соответствует. Доверившись профессионалам можно быть на 100% уверенным, что несливаемый остаток ОЖ (остается в нишах, из которых невозможно удаление) не вступит в химическую реакцию со свежим антифризом и он не утратит свои свойства и качества. Это очень важно, так как охлаждающие жидкости могут иметь различный химический состав.

Например, входящие в пакет присадок ингибиторы коррозии могут быть изготовлены на основе неорганических IAT (Inorganic Acid Technology) соединений: бораты, фосфаты, нитраты и так далее. Антифризы, изготовленные на базе IAT, выпускаются более четверти века и являются устаревшими, так как не отвечают требованиям современных автомобилей по эффективности теплообмена, защиты системы охлаждения и по сроку службы ОЖ. Он зачастую не превышает трех лет. Тем не менее, они все еще востребованы на рынке и потому присутствуют в продуктовых линейках большинства брендов.

Охлаждающие жидкости, изготовленные с использованием пакетов присадок на основе органических соединений – солей карбоновых кислот OAT (Organic Acid Technology), можно назвать лидерами рынка по объему производства. Их применяют в системах охлаждения большего количества автомобилей. Антифризы OAT по сравнению с IAT имеют более высокие показатели по защите системы охлаждения, эффективности теплообмена, а также существенно больший срок службы (5-7 и более лет). Важно отметить, что данный тип ОЖ несовместим с антифризом, изготовленным на основе неорганических соединений. При их смешении происходит химическая реакция, одним из проявлений которой, является выпадение осадка. Следовательно, для перехода с одного вида ОЖ на другую необходимо производить качественную промывку системы охлаждения. 

Антифризы последнего поколения изготовлены по так называемой гибридной технологии, которая совмещает в себе все лучшие качества пакетов присадок, созданных на неорганических и органических соединениях. В международной классификации она называется Hybrid или HOAT (Hybrid Organic Acid Technology). Такие охлаждающие жидкости отличаются улучшенными рабочими характеристиками и допускают смешение с антифризами первых двух типов.

Венцом гибридной технологии стали антифризы, созданные с применением солей карбоновых кислот и соединений кремния. Международное обозначение – Si-OAT (Silicon enhanced Organic Acid Technology) или Lobrid (Low Hybrid). Их применяют в системах охлаждения самых современных, теплонагруженных двигателей внутреннего сгорания. А неоспоримым их преимуществом перед традиционными технологиями является безупречная защита системы охлаждения и практически неограниченный срок службы.

Технология, по которой изготовлен тот или иной антифриз, указывается на этикетке канистры. Однако еще раз повторим – сама по себе технология не является признаком пригодности или непригодности ОЖ для конкретного автомобиля. Первостепенное значение имеет именно допуск автопроизводителя. Из данного правила есть исключение. Так концерн Volkswagen (выпускает Audi, Seat, Skoda и т.д.) еще в прошлом веке решил систематизировать свои требования к охлаждающей жидкости и создал собственную их маркировку включающую литеру «G» и следующими за ней цифрами. Следуя ей, например, антифризы G11 относятся к HOAT, G12, G12+ к OAT и т.д. Применение оригинальной маркировки было сделано для упрощения подбора нужной ОЖ и снижения вероятности ошибок сервисной службы. Из этого следует, что если ваш автомобиль не относится к бренду принадлежащему концерну Volkswagen, то и его маркировка антифризов для вас не имеет никакого практического применения.   

Как видим, антифриз есть достаточно сложный продукт, подбор которого к автомобилю требует достаточно глубоких знаний. И основывать свой выбор лишь по цвету ОЖ, как советуют «гаражные гуру» категорически нельзя. Не откроем тайны, сказав, что цвет антифриза зависит только от красителя, который был в него добавлен при производстве.  Никакой информации цветовая дифференциация не несет. В зеленый / красный / синий и т.д. цвет может быть окрашен антифриз разных видов.      

3YAAAgOLTOA-1920.jpg

Как правильно менять антифриз?

Перво-наперво необходимо максимально полно удалить из системы старый антифриз. После того как жидкость стечет, в патрубки подают сжатый воздух от компрессора. Тем самым удается выгнать еще часть жидкости, которая остается в различных полостях, бачках радиаторов, шлангах и т.д. После этого необходимо промыть систему охлаждения двигателя чистой водой под давлением. Для этого можно подключиться шлангом к водопроводу. Потоком воды из системы вынесет часть отложений, если таковые имели место быть. Любые загрязнения, оставшиеся в рубашке охлаждения, есть окислитель, который снизит срок службы свежего антифриза. Устанавливаем шланги на место и заправляем систему дистиллированной водой. Мотор прогреваем до рабочей температуры и через 15-20 минут производим слив воды. Теперь необходимо дать двигателю остыть до температуры минимум 60-70˚С и заливаем в систему раствор дистиллированной воды с антифризом в отношении 1/2. Почему важно дождаться пока ДВС остынет? Дело в том, что если залить ОЖ в горячий мотор, то из-за резкого перепада температуры может произойти коробление его деталей. Например, головки блока цилиндров. Не исключено  образование трещин в корпусных деталях в местах, где присутствовали концентраторы напряжения (микротрещины). Снова прогреваем мотор до рабочей температуры. Сливаем раствор. Ждем, когда мотор остынет, и только тогда заливаем в систему свежий антифриз в требуемом количестве. Описанная технология замены охлаждающей жидкости достаточно трудоемкая. Однако, если ей следовать, то мы добьемся качественной промывки системы охлаждения и обеспечим наличие в ней ОЖ требуемого химического состава, в том числе по соотношению этиленгликоля и воды. А это гарантирует максимальное отклонение температуры застывания антифриза не более 1-2 градусов Цельсия от нормы.

Выводы

Современные охлаждающие жидкости являются сложными по химическому составу высокотехнологичными продуктами. Они требуют придерживаться строгих правил при их выборе и следовать строгому алгоритму замены. Любые отклонения могут привести к нарушению теплового режима двигателя, ухудшению его топливной экономичности, тягово-мощностных показателей и даже выходу силового агрегата из строя.

Автор: SINTEC LUBRICANTS