9:00 до 18:00 пн.-пт. (МСК) | Бесплатный звонок

Вязкость трансмиссионного масла

01.04.2022 00:00

Содержание:

Коробка передач (КПП) является одним из главных узлов автомобиля. От того, насколько корректной будет ее работа, зависит не только качество движения машины, но и безопасность самого водителя. Поэтому так важно использовать для трансмиссии специальные смазки, характеристики которых соответствуют времени года и типу коробки передач.

Трансмиссионное масло

Что такое вязкость трансмиссионного масла

К основным факторам, которые определяют выбор смазки для КПП, относится вязкость. Под этим понятием в широком смысле слова подразумевается свойство жидкой среды противодействовать смещению ее слоев друг относительно друга. Для жидких сред различают два вида вязкости:

  • динамическую (η). Она зависит от вещества и сильно уменьшается при повышении температуры. Динамическая вязкость характеризует подвижность жидкости и определяется с помощью специальных приборов – вискозиметров;
  • кинематическую (ν). Рассчитывается как отношение динамической вязкости (η) жидкого вещества к его плотности (ρ), характеризует способность жидкой среды сопротивляться перемещению под воздействием сил тяжести.

Эта характеристика является основным параметром классификации трансмиссионных масел. Существует несколько стандартов разделения моторных смазок на группы, поэтому необходимо знать особенности каждой системы классификации

Основные функции смазки для КПП

  • Отведение тепла от узлов коробки передач, нагревающихся в процессе работы.
  • Снижение трения между элементами КПП, соответственно, уменьшение износа.
  • Защита поверхности узлов коробки передач от окисления.
  • Уменьшение шума, возникающего при работе КПП.

АКПП

Требования к трансмиссионным маслам

Основным нормативным документом, регламентирующим вязкость, термоокислительную стабильность и другие физико-химические показатели смазок для КПП, является ГОСТ 23652-79. Главные требования к трансмиссионным маслам включают в себя:

  • сохранение рабочих свойств при контакте с водой и при различной температуре;
  • отсутствие вспенивания при работе, в том числе при наличии микрочастиц износа;
  • стабильность характеристик при длительном простое (хранении) автомобиля;
  • отсутствие составляющих, которые выделяют токсические вещества при нагревании;
  • нейтральность к материалам уплотнителей – резине, парониту и т. п.

Для получения трансмиссионных масел, удовлетворяющих всем перечисленным требованиям, к базовой масляной основе добавляется большое количество модифицирующих присадок: антипенных, противозадирных и т. д. Чтобы подобрать продукт, оптимально подходящий под Ваши задачи, следует хорошо разбираться в ассортименте и маркировке смазок для КПП.

Различия в классификации трансмиссионных масел

Существует несколько стандартов моторных масел, в которых учитывают их различные характеристики. Главными параметрами классификации являются вязкость трансмиссионного масла, его назначение, уровень нагрузки во время работы КПП. Самыми известными являются системы SAE и API. В европейских странах используется также систематизация ZF, в России – ГОСТ 17479.2-85.

Классификация по SAE

Спецификацию разработала американская Ассоциация автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers), поэтому система получила такое название. Сначала система использовалась только в США, потом получила распространение и в других странах. В классификации SAE учитываются свойства вязкости и текучести, то есть свойства трансмиссионного масла течь и прилипать к поверхности двигателя. По этой спецификации все моторные смазки делятся на 11 подкатегорий, которые, в свою очередь, объединены в две большие группы:

  • зимнюю (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W);
  • летнюю (20, 30, 40, 50, 60).

Всесезонные масла имеют сдвоенное обозначение, например 10W40. В этой аббревиатуре первая цифра указывает вязкость при низкой температуре, вторая – при высокой. К наиболее востребованным относятся трансмиссионные масла 75W80 (-40…+35 °С) и 80W90 (-26…+35 °С).

Масло для трансмиссии

Классификация по API

Данная система позволяет определять и выбирать моторные масла на основе требуемых условий обслуживания и рабочих характеристик. Система сервисной классификации API в качестве главных параметров рассматривает структуру механизма, условия работы и индекс вязкости. Как дополнительный фактор рассматриваются защитные присадки. Документ от API, принятый в 1976 году, предусматривает разделение на несколько групп GL (Gear finoilcant) в соответствии с эксплуатационными свойствами смазки.

  • GL-1. Предназначаются для легких условий эксплуатации. Присадки отсутствуют или же их очень мало. Преимущественно это противоокислительные, антипенные и легкие депрессорные вещества. Применяются в механизмах с червячными, спирально-конусными и цилиндрическими передачами, а также в механических КПП без синхронизатора.
  • GL-2. Используются в механизмах, работающих при средних скоростях и нагрузках. Смазки данной группы имеют противоизносные добавки, обычно применяются в коробках передач и червячных механизмов тракторов и другой сельскохозяйственной техники.
  • GL-3. Предназначены для спирально-конических передач, работающих при умеренно жестких условиях. Количество противоизносных присадок может достигать 2,7 %. Как правило, применяются для КПП грузового транспорта. Группа cмазок GL-3 не может использоваться для гипоидных передач.
  • GL-4. Рассчитаны на работу в различных условиях: легких, средних, жестких. В состав таких смазок входит до 4 % противозадирных добавок. GL-4 могут применяться для гипоидных/ступенчатых передач всех типов автомобилей. Эти масла являются основными для синхронизированных КПП.
  • GL-5. Предназначаются для всех видов передач, работающих в самых тяжелых условиях: при высоких скоростях и различной нагрузке. Количество присадок в смазке может достигать 10 %. Для использования в синхронизированной коробке передач трансмиссионное масло должно иметь подтверждение производителя.

Кроме вышеперечисленных пяти групп были разработаны дополнительные два класса смазок, предложенных в 1998 году. Это:

  • PG-1, эквивалентные GL-5, но имеющие лучшую термическую стабильность;
  • PG-2, предназначенные для ведущих мостов автобусов и грузового транспорта.

Классификация по ГОСТ 17479.2-2015

Этот стандарт указывает спецификацию по эксплуатационным характеристикам. В соответствии с последними ГОСТами делит все трансмиссионные масла на пять групп:

  • ТМ-1 – без присадок.
  • ТМ-2 – с противоизносными добавками;
  • ТМ-3 – с умеренным количеством противозадирных присадок;
  • ТМ-4 – с высокоэффективными противозадирными добавками;
  • ТМ-5 – универсальные и многофункциональные масла.

Возврат к списку