01.04.2022 00:00
Коробка передач (КПП) является одним из главных узлов автомобиля. От того, насколько корректной будет ее работа, зависит не только качество движения машины, но и безопасность самого водителя. Поэтому так важно использовать для трансмиссии специальные смазки, характеристики которых соответствуют времени года и типу коробки передач.
К основным факторам, которые определяют выбор смазки для КПП, относится вязкость. Под этим понятием в широком смысле слова подразумевается свойство жидкой среды противодействовать смещению ее слоев друг относительно друга. Для жидких сред различают два вида вязкости:
Эта характеристика является основным параметром классификации трансмиссионных масел. Существует несколько стандартов разделения моторных смазок на группы, поэтому необходимо знать особенности каждой системы классификации
Основным нормативным документом, регламентирующим вязкость, термоокислительную стабильность и другие физико-химические показатели смазок для КПП, является ГОСТ 23652-79. Главные требования к трансмиссионным маслам включают в себя:
Для получения трансмиссионных масел, удовлетворяющих всем перечисленным требованиям, к базовой масляной основе добавляется большое количество модифицирующих присадок: антипенных, противозадирных и т. д. Чтобы подобрать продукт, оптимально подходящий под Ваши задачи, следует хорошо разбираться в ассортименте и маркировке смазок для КПП.
Существует несколько стандартов моторных масел, в которых учитывают их различные характеристики. Главными параметрами классификации являются вязкость трансмиссионного масла, его назначение, уровень нагрузки во время работы КПП. Самыми известными являются системы SAE и API. В европейских странах используется также систематизация ZF, в России – ГОСТ 17479.2-85.
Спецификацию разработала американская Ассоциация автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers), поэтому система получила такое название. Сначала система использовалась только в США, потом получила распространение и в других странах. В классификации SAE учитываются свойства вязкости и текучести, то есть свойства трансмиссионного масла течь и прилипать к поверхности двигателя. По этой спецификации все моторные смазки делятся на 11 подкатегорий, которые, в свою очередь, объединены в две большие группы:
Всесезонные масла имеют сдвоенное обозначение, например 10W40. В этой аббревиатуре первая цифра указывает вязкость при низкой температуре, вторая – при высокой. К наиболее востребованным относятся трансмиссионные масла 75W80 (-40…+35 °С) и 80W90 (-26…+35 °С).
Данная система позволяет определять и выбирать моторные масла на основе требуемых условий обслуживания и рабочих характеристик. Система сервисной классификации API в качестве главных параметров рассматривает структуру механизма, условия работы и индекс вязкости. Как дополнительный фактор рассматриваются защитные присадки. Документ от API, принятый в 1976 году, предусматривает разделение на несколько групп GL (Gear finoilcant) в соответствии с эксплуатационными свойствами смазки.
Кроме вышеперечисленных пяти групп были разработаны дополнительные два класса смазок, предложенных в 1998 году. Это:
Этот стандарт указывает спецификацию по эксплуатационным характеристикам. В соответствии с последними ГОСТами делит все трансмиссионные масла на пять групп: