Содержание статьи:
Всесезонное моторное масло предназначено для смазки двигателей внутреннего сгорания в течение всего года. Для увеличения срока службы узлов и деталей необходимо правильно подобрать марку и вид материала.
Качество всесезонного масла для двигателя, согласно API (American Petroleum Institute), определяется следующими показателями:
- индексом вязкости. Параметр представляет собой безразмерную величину. Величина индекса указывает зависимость вязкости всесезонного масла от температуры;
- долей насыщенных углеводородов. Чем больше их содержит всесезонное моторное масло, тем выше его химическая стабильность;
- процентом серосодержащих соединений. Из-за высокой реактивной способности содержание таких веществ очень нежелательно и строго ограничивается.
Состав и характеристики всесезонных смазок зависят от технологии получения базового масла, количества и вида присадок. Последние определяют сферу применения материала.
Группы базовых масел
- Исходным сырьем являются нефтепродукты. Технологический процесс заключается в удалении нежелательных компонентов, причем глубина очистки не является значимым показателем. Так изготавливаются недорогие минеральные всесезонные масла. Содержание серы составляет от 0,03 % и выше, насыщенных углеводородов – до 90 %. Индекс вязкости варьируется в пределах 80–120, как правило, около 90.
- Принцип производства – тот же, но очистка осуществляется более совершенными методами. Поэтому состав и рабочие характеристики минерального масла II группы несколько лучше. При том же разбросе индекса вязкости (80–120) его среднее значение выше – около 95–100. Содержание серы – не более 0,03 %, насыщенных углеводородов – не менее 90 %.
- Минеральное всесезонное масло третьей группы получают из нефтяного (реже – газового) сырья. В производстве используется метод каталитического гидрокрекинга – путем трансформации нежелательных примесей в молекулы с заданными характеристиками. Химические реакции проходят при высокой температуре и давлении в присутствии водородного катализатора. Конечный продукт по своим характеристикам приближается к синтетическим всесезонным моторным маслам. Содержание насыщенных углеводородов – не менее 90 %, серы – не превышает 0,03 %, индекс вязкости – от 120 (в среднем 140–150).
- К этой группе относятся полиальфаолефины (ПАО). Они производятся методом химического синтеза. Технология производства всесезонного синтетического масла является более сложной, из-за чего стоимость его будет выше, по сравнению с минеральной продукцией. ПАО отличается от материалов I–III групп более однородным составом. Это обуславливает лучшие рабочие показатели синтетического всесезонного моторного масла – низкую испаряемость, термическую стабильность и т. п.
- В эту категорию входят полигликоли, силиконы и другие вещества, которые не относятся к предыдущим группам.
Чтобы обеспечить необходимые рабочие свойства и удержать стоимость продукта на доступном уровне, используются различные сочетания исходного сырья. Поэтому в маркировке обязательно указывается тип всесезонного масла – «полусинтетическое», «минеральное» и т. п. На рынке автомобильных смазок присутствуют следующие виды продукции:
- Full Synthetic. Синтетическое всесезонное масло является самым дорогим, отличается наилучшими эксплуатационными свойствами;
- Mineral. Смазочный материал изготавливается путем переработки нефти. Минеральное масло имеет меньшую стоимость, несколько худшие рабочие показатели;
- Semi-Synthetic. Полусинтетические всесезонные масла являются разумным компромиссом между первыми двумя категориями.
Присадки
Чтобы получить материал с заданными свойствами, например универсальные всесезонные моторные масла, в базовый состав вводятся модифицирующие добавки. Для этого используются следующие виды присадок:
- вязкостно-загущающие. Они особенно важны для получения всесезонных масел для двигателя. Будучи внесены в нужном количестве, такие загущающие присадки обеспечивают необходимую вязкость смазочного материала в широком диапазоне температур. Это позволяет применять масла как зимой, так и летом;
- антиокислительные и антикоррозионные. Присадки замедляют (ингибируют) реакции, происходящие в масле при контакте с кислородом в воздухе и металлическими поверхностями, особенно под воздействием высокой температуры;
- депрессорные. Добавки улучшают низкотемпературные характеристики минеральных масел и их синтетических аналогов. Предотвращают образование и последующее сращивание кристаллов парафина, сохраняют прокачиваемость и фильтруемость смазочного материала в зимнее время;
- моющие (детергенты). Предотвращают образование лака и нагара в зонах значительной нагрузки. Являются компонентом универсальных всесезонных масел, предназначенных как для бензиновых, так и для дизельных двигателей;
- диспергирующие. Поддерживают нерастворимые соединения во взвешенном состоянии, не допуская образования нагара и лака. Особенно эффективны в сочетании с детергентами.
Классификация и маркировка всесезонных масел
Российским регламентирующим документом является межгосударственный ГОСТ 17479.1-2015.
Автомобильные масла маркируются буквенно-цифровой аббревиатурой:
- М – «моторное», вне зависимости от состава и свойств;
- цифры, указывающие кинематическую вязкость;
- группа масел по эксплуатационным свойствам.
Для техники с минимальными требованиями к характеристикам смазочного материала рекомендуется продукция категории А. Группа Е предназначается для высокофорсированных двигателей, работающих в тяжелых условиях.
В соответствии с ГОСТом, продукция для бензиновых двигателей маркируется индексом 1, для дизелей – 2. Например, М-8-В1 и М-8-В2.
В маркировке универсальных всесезонных моторных масел такое обозначение отсутствует. Это означает, что смазка подходит как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.
Вязкостно-температурные свойства всесезонных масел указываются согласно классификации SAE J300. Маркировка материала представляет собой две цифры: первая, с буквой W (winter – «зима») обозначает класс вязкости для холодного времени года, вторая, идущая через дефис, – для лета. Например, SAE 10W-40.
Поделиться: